Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Вороновой М.Н.,
при секретаре Портнове Е.М.,
с участием прокурора Ковалева Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 апреля 2015 г. апелляционную жалобу Лобачева Александра Николаевича на решение Ногинского городского суда Московской области от 18 ноября 2014 г. по делу по заявлению Лобачева Александра Николаевича о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от 13 августа 2014 г. N 2/16-па-2014 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области",
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения Лобачева Е.А.,
заключение прокурора Ковалева Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от 13 августа 2014 г. N 2/16-па-2014 утверждено Положение об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" (приложение 1) и расчет платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения (приложение 2).
Указанное решение опубликовано в муниципальной газете "Купавинские вести" от 22 августа 2014 г. N 32.
Лобачев А.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействующим вышеназванного решения Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области".
В обоснование заявления Лобачев А.Н. указал, что решение Совета депутатов не соответствует требованиям жилищного законодательства, а именно части 4 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому размер платы за наем жилого помещения устанавливается дифференцированно в зависимости от благоустройства жилых помещений. В пункте 4.1 Положения размер платы за наем жилого помещения устанавливается по одному основному потребительскому свойству, характеризующему степень благоустройства жилых домов. В Приложении не раскрываются конкретно виды благоустройства жилых помещений.
По мнению заявителя, без учета требований жилищного законодательства установлен размер "базовой ставки за наем". Для расчета базовой ставки платы за наем жилого помещения используется классификация жилых зданий по группам и величины соответствующих норм амортизационных отчислений, утвержденных Постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", что противоречит требованиям статьи 62 ЖК РФ, которая не предусматривает жилые здания в качестве объекта социального найма.
Заявитель считает, что при расчете платы за наем был незаконно применен приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 10 января 2014 г. N 7/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2014 г. и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2014 года", поскольку эти показатели подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
При определении ежемесячной платы за наем жилого помещения, как указывал заявитель, в нарушении части 4 статьи 156 ЖК РФ незаконно применялся коэффициент инфляции (5,34%) за 1 полугодие 2014 г. Использование при расчете коэффициента инфляции приводит к необходимости ежемесячного изменения размера платы за наем, что не предусмотрено статьей 156 ЖК РФ.
Заявитель ссылался на незаконный учет взноса за капительный ремонт в размере 7,30 руб./кв.м. при определении ежемесячной платы за наем жилого помещения.
По сообщению заявителя, ссылка Совета депутатов на постановление Правительства Московской области от 03 декабря 2013 г. N 1023/54 признана незаконной протестом Ногинского прокурора от 23 июля 2014 г. N 251ж-2013.
Такой порядок расчета платы за наем жилого помещение нарушает, по сообщению Лобачева А.Н., его права как члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании в суде первой инстанции заявитель Лобачев А.Н. заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" Полипенко А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Лобачева А.Н. по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление (л.д.49).
Решением Ногинского городского суда Московской области от 18 ноября 2014 г. в удовлетворении требований Лобачева А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Лобачев А.Н. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании Лобачев А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Совет депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" своего представителя в судебное заседание не направил, был извещен.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Лобачева А.Н., заключение прокурора Ковалева Е.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 17 и 24 постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений определяются Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, в частности, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма устанавливается органами местного самоуправления.
В силу подпункта 2.3 пункта 2 статьи 36 и пункта 1 статьи 39 Устава муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" (принят решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Старая Купавна Московской области от 25 июня 2010 г. N 1/17па-2010), далее - Устав, к правовым актам Совета депутатов городского поселения относятся, в том числе решения, носящие нормативный характер.
Согласно пункту 2 статьи 27 Устава заседание Совета депутатов городского поселения считается правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного числа депутатов Совета депутатов городского поселения.
Совет депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" состоит из 15 депутатов (пункт 3 статьи 26 Устава).
Статьей 39 Устава определено, что решения принимаются на заседании Совета депутатов городского поселения открытым голосованием (пункт 1). Решения Совета депутатов городского поселения, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов (пункт 2). Принятые Советом депутатов городского поселения нормативные правовые акты направляются главе городского поселения для подписания и обнародования; глава городского поселения в течение 10 дней подписывает нормативные правовые акты или отклоняет и направляет на повторное рассмотрение (пункт 3).
Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно этой норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Статьей 39 Устава предусмотрено, что муниципальные правовые акты городского поселения не имеют обратной силы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 6). Муниципальные правовые акты городского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (пункт 7).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от 13 августа 2014 г. N 2/16-па-2014 утверждено Положение об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" (приложение 1) и расчет платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения (приложение 2).
С учетом того, что Совет депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" входит в структуру органов местного самоуправления этого муниципального образования (пункт 1 статьи 25 Устава), он в силу части 3 статьи 156 ЖК РФ вправе был устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований к форме, установленных статьями 36 и 39 Устава, а именно в форме решения.
Решение от 13 августа 2014 г. N 2/16-па-2014 принято на заседании Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области", на котором присутствовали более половины от установленного числа депутатов - 10 депутатов из 15, единогласно и после принятия было направлено для обнародования и подписания главе городского поселения, как того требуют положения статей 27 и 39 Устава.
Оспариваемый нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов городского поселения, подписан главой поселения, как того требуют положения статьи 39 Устава.
Решение Совета депутатов опубликовано в полном объеме в газете "Купавинские вести N 32 (151) за 22 августа 2014 г.
Правила вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта в этом акте не были определены, в связи с чем он вступал в силу по общим правилам - после его официального опубликования.
Таким образом, оспариваемое решение Совета депутатов Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" было принято в пределах полномочий Совета депутатов, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Содержание оспариваемого решения Совета депутатов также не противоречит действующему законодательству.
Согласно статье 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (часть 2). Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (часть 4). Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (часть 5).
Из содержания оспариваемого решения следует, что плата за наем устанавливается из расчета за один кв.м общей площади жилого мощения, дифференцируется в зависимости от качества по благоустроенному и неблагоустроенному жилому фонду, и с учетом потребительских свойств жилых домов. Размер ежемесячной платы за наем жилого помещения складывается из базовой ставки с применением к ней дифференцирующих коэффициентов и показателя, связанного с капитальным ремонтом. Базовая ставка определяется исходя из отчислений на реновацию муниципального и жилищного фонда, определяемых по нормам амортизационных отчислений от средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения.
Исчисление размера ежемесячной платы с учетом двух указанных составляющих согласуется с экономическим содержанием платы за наем, которое состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.
То обстоятельство, что в оспариваемом решении затраты на реконструкцию жилищного фонда исчисляются по аналогии с затратами на капитальный ремонт, само по себе не свидетельствует о том, что обязанность собственников жилых помещений по капитальному ремонту мест общего пользования переложена на нанимателей жилых помещений.
Определение базовой ставки, являющейся, по сути, компенсацией инвестиционных затрат собственника на строительство жилищного фонда, исходя из амортизационных отчислений по жилым зданиям и в зависимости от средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на момент установления базовой ставки не противоречит действующему законодательству.
Вопреки утверждению Лобачева А.Н. оспариваемым решением Совета депутатов размер ставки зависит от установленных частью 4 статьи 156 ЖК РФ критериев, что следует, в том числе, из положений пунктов 2.2, 2.3, 4.1, 4.2 Положения.
Оснований считать, что установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) привело к возникновению у нанимателей жилых помещений права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не имеется.
Вопреки утверждениям Лобачева А.Н. принесенный прокурором 23 июля 2014 г. протест, имеющий отношение к решению Совета депутатов от 26 февраля 2014 г. N 1/8па-2014, не может рассматриваться в качестве доказательства, имеющего значения по данному делу, по которому рассматриваются требования об оспаривании иного нормативного правового акта.
Более того, как следует из надзорного производства прокуратуры N 251ж-2013, городским прокурором проводилась проверка по обращениям Лобачева А.Н. от 04 и 10 сентября, 13 октября 2014 г. в отношении решения Совет депутатов от 13 августа 2014 г. N 1/16па-2014. По результатам проведенной проверки протест прокурора в Совет депутатов не вносился.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от 13 августа 2014 г. N 2/16-па-2014 "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" не противоречит действующему законодательству, и отсутствуют основания для признания его недействующим.
Утверждения в апелляционной жалобе Лобачева А.Н. о неисполнении органом местного самоуправления обязанности по доказыванию законности принятого им решения опровергаются материалами дела, в том числе отраженными в протоколах судебных заседаний сведениями о приобщении представленных Советом депутатов документов (л.д.40, 155). Несогласие Лобачева А.Н. с оценкой имеющихся в деле доказательств, данной судом при разрешении этого дела, само по себе не свидетельствует об отсутствие таких доказательств.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда, которым отказано в удовлетворении заявленных Лобачевым А.Н. требований, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда Московской области от 18 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.