Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Троценко Ю.Ю.,
Хакимова А.Р.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа РБ ХАГ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 11 февраля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы, действующего в интересах БВЮ, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить БВЮ в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее ... кв.м.
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района города Уфы, действующего в интересах БВЮ, к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы, действуя в интересах БВЮ, обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа и Правительству Республики Башкортостан, в котором просил обязать ответчиков предоставить БВЮ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки по обращению БВЮ по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что БВЮ относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец состоит на учете для предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, в Октябрьском районе г.Уфы Республики Башкортостан. В настоящее время БВЮ жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечен и на полном государственном обеспечении не находится.
Судом вынесено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа город Уфа ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что согласно действующему российскому законодательству обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам. В связи с внесением изменений в ст. 57 Жилищного кодекса РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с действующим жилищным законодательством сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены. Следовательно, права БВЮ не нарушены.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что БВЮ родился дата, его родителями являются: отец - БЮВ и мать АРХ, согласно свидетельству о рождении серии N ... от дата
Мать БВЮ - АРХ умерла дата.
Отец БЮВ лишен родительских прав на основании решения Октябрьского районного суда г.Уфы от дата.
Постановлением Октябрьского района Администрации ГО г.Уфа N ... от дата над БЮВ установлено попечительство в лице АХС
Из справки от дата N ... следует, что АХС является собственником адрес, расположенной по адресу: адрес.
В справке о регистрации N ... указано, что истец зарегистрирован по адресу: адрес.
Постановлением Администрации Октябрьского района г.Уфы N ... от дата установлен факт невозможности проживания БЮВ в ранее занимаемом жилом помещении - квартире по адресу: адрес.
Распоряжением Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа РБ N ... от дата БВЮ принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма, по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата N ... , выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, подтверждает, что БВЮ собственником объектов недвижимости не является. В настоящее время истец жилым помещением не обеспечен, хотя окончил образовательное учреждение.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах БВЮ о понуждении предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", исходил из того, что БВЮ относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа г.Уфа РБ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительном учреждении.
В пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
С учетом вышеприведенных и установленных по делу обстоятельств, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма БВЮ, состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло. БВЮ, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам, несостоятелен.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке Администрации городского округа г.Уфа.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с внесением изменений в ст. 57 Жилищного кодекса РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Республики Башкортостан не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список или иных обстоятельств.
Довод заявителя в апелляционной жалобе, что в соответствии с действующим жилищным законодательством сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, следовательно, права БВЮ не нарушены, судебной коллегией отклоняется, так как, исходя из анализа положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, Закона Республики Башкортостан N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.).
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, выводы суда подробно аргументированы, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в жалобе не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ХАГ - без удовлетворения.
Председательствующий: З.А. Науширбанова
Судьи: Ю.Ю. Троценко
А.Р. Хакимов
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.