судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Зинченко И.Н.,
судей Малякина А.В., Полынцева С.Н.,
при секретаре Коврижных Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Малякина А.В. гражданское дело по заявлению Мясникова С.Г. об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об отказе в осуществлении кадастрового учета
по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 4 февраля 2015 года.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю от 10 сентября 2014 года "данные изъяты" Мясникову С.Г. отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в связи с несоответствием размера образуемого земельного участка установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Мясников С.Г. обратился в суд с заявлением о признании указанного решения незаконным, возложении обязанности поставить земельный участок на государственный кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что вышеназванный земельный участок образован путём объединения принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" соответственно, имеющих общую границу, одинаковый вид разрешённого использования и отнесённых к одной категории земель. Считает, что при объединении земельных участков все требования законодательства им были соблюдены и орган кадастрового учёта обязан был поставить вновь образованный земельный участок на кадастровый учёт.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 4 февраля 2015 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещённый о времени и месте проведения судебного заседания, не явился. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Мясникова С.Г. Глухих К.В., согласившуюся с решением суда, проверив материалы дела, судебная коллегия не нашла оснований к отмене судебного решения.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
На основании части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, должностного лица, служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено, что Мясников С.Г. с 7 мая 2014 года является собственником двух земельных участков по адресу: "данные изъяты" (общая площадь 908 кв.м.) и "данные изъяты" (общая площадь 803 кв.м.), имеющих кадастровые номера "данные изъяты" соответственно. Данные земельные участки являются смежными, имеют общую границу, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - "для ведения садоводства".
Заявитель объединил указанные земельные участки, организовав проведение соответствующих землеустроительных работ. Распоряжением администрации Емельяновского района Красноярского края от 22 августа 2014 года N 518р вновь образуемому земельному участку присвоен адрес.
29 августа 2014 года Мясников С.Г. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю с заявлением о постановке вновь образуемого земельного участка на государственный кадастровый учёт, в чем ему отказано оспариваемым решением от 10 сентября 2014 года.
Решение об отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт мотивировано тем, что размер вновь образуемого земельного участка (1711 кв.м.) не соответствует максимальному размеру земельного участка (0,15 га), установленному статьей 15 Закона Красноярского края N 7-2542 от 4 декабря 2008 года "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Эти выводы являются ошибочными, поэтому суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение незаконным.
Так, в силу требований Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" образование объекта недвижимости влечёт его государственный кадастровый учёт (часть 1 статьи 16), который осуществляется органом кадастрового учёта (статья 3) на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учёта документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16).
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457) и приказом Росреестра от 18 мая 2012 года N П/213 полномочия органа кадастрового учета возложены на ФГБУ "ФКП Росреестра".
В статье 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" приведён исчерпывающий перечень оснований для принятия органом кадастрового учёта решения об отказе в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимости. Одним из таких оснований является несоответствие размера образуемого земельного участка установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Вместе с тем, размер вновь образуемого Мясниковым С.Г. земельного участка, в постановке которого на кадастровый учёт было отказано заявителю, не противоречит требованиям федерального законодательства к предельным (в том числе максимальным) размерам земельных участков.
Ссылка филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю в оспариваемом решении на статью 15 Закона Красноярского края N 7-2542 от 4 декабря 2008 года "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" является несостоятельной, поскольку данная статья краевого закона определяет размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и вопросы объединения земельных участков, находящихся в собственности граждан, не регулирует.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается; при объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок (статья 11.6). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1 статьи 11.9).
Часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (действовавшая на момент принятия оспариваемого заявителем решения) устанавливала, что в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется объединение земельных участков в один земельный участок, размеры образованного земельного участка не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков; объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Данных о том, что после объединения принадлежащих Мясникову С.Г. земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" размеры образованного земельного участка стали не соответствовать градостроительному регламенту либо каким-либо иным требованиям законодательства, не имеется.
Из материалов дела видно, что заявитель представил в орган кадастрового учёта все документы, необходимые для постановки образуемого земельного участка на кадастровый учёт. При этом оснований для отказа в осуществлении кадастрового учёта, предусмотренных статьёй 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, признавая оспариваемое заявителем решение незаконным, правомерно обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Красноярскому краю, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, поставив вновь образуемый участок на государственный кадастровый учёт.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" ссылается на то, что в связи с отсутствием в Красноярском крае законодательного акта о предельных размерах земельных участков при их образовании к спорным отношениям в соответствии со статьями 4 и 19.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" подлежат применению положения законодательства о нормах предоставления земельных участков.
Статья 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", действительно, регулирует вопросы, касающиеся предельных размеров и требований к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а пункт 1 статьи 19.1 этого закона устанавливает правила для случаев, когда субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего федерального закона.
Однако единственным ограничением максимального размера земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которое установлено данным федеральным законом, является ограничение размера общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района и находящихся в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица. Максимальный размер таких угодий определяется законом субъекта Российской Федерации, а до его принятия он составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района.
Доказательств того, что образуемый заявителем земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям и его размер превышает 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Емельяновского района, заинтересованным лицом не представлено.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 4 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.