Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Баранниковой Т.Е.
судей
Булыгиной Е.В.
Кутовской Н.А.
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" к Шептура Е.А. о возмещении остаточной стоимости спецодежды,
по апелляционной жалобе ГОАУСОН "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения"
на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 19 января 2015 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" к Шептура Е.А. о возмещении остаточной стоимости спецодежды отказать".
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., объяснения представителя истца ГОАУСОН "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" Сингх А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, ответчика Шептура Е.А., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - ГОАУСОН "Апатитский КЦСОН") обратилось в суд с иском к Шептура Е.А. о возмещении остаточной стоимости спецодежды.
В обоснование заявленных требований указало, что Шептура Е.А. с _ _ апреля 2007 года по _ _ сентября 2014 года работала в ГОАУСОН "Апатитский КЦСОН" в должности ***. На основании заявления ответчика от _ _ мая 2014 года и в соответствии с приказом N * от _ _ мая 2014 года ответчику выплачено *** рублей *** копейки в счет компенсации расходов на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря на период с _ _ января 2014 года по _ _ декабря 2014 года.
В связи с организационно-штатными мероприятиями в Учреждении было принято решение о сокращении, вследствие чего _ _ сентября 2014 года Шептура Е.А. уволена в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку ответчик была уволена до истечения срока, на который была выплачена денежная компенсация на приобретение спецодежды, она обязана возместить учреждению излишне выплаченную сумму компенсации пропорционально отработанному периоду. Вместе с тем, ответчицей при увольнении денежные средства за *** календарных дней с _ _ .09.2014 по _ _ .12.2014 в размере *** рубля *** копеек в кассу не внесены.
Просит взыскать с ответчика остаточную стоимость спецодежды в размере *** рубля *** копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
В судебном заседании представитель истца ГОАУСОН "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" Сингх А.А. исковые требования поддержала.
Ответчик Шептура Е.А. в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ГОАУСОН "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" Марченко С.В., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить.
В обоснование ссылается на Постановление Правительства Мурманской области N369-ПП от 10 августа 2009 года, согласно которому в случае увольнения работника до окончания срока, на который была выплачена денежная компенсация, работник возмещает учреждению социального обслуживания излишне выплаченную сумму компенсации пропорционально отработанному времени.
Полагает, что денежная компенсация расходов, выплаченная истцу на приобретение специальной одежды, обуви, инвентаря в 2014 году, пропорционально отработанному ею периоду, подлежит возврату в размере *** рублей *** копеек.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Шептура Е.А. полагает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 21 Закона Мурманской области от 29.12.2004 N 572-01-ЗМО "О социальном обслуживании населения в Мурманской области" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений до 01.01.2015) установлены меры социальной поддержки социальных работников и специалистов по социальной работе государственной системы социальных служб.
В том числе, подпунктом пункта 1 пункта 2 указанной статьи социальным работникам и специалистам по социальной работе государственных областных учреждений социального обслуживания предусмотрено обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплата денежной компенсации в учреждениях специального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Мурманской области.
Порядок обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем отдельных категорий работников государственных областных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов утвержден Постановлением Правительства Мурманской области от 10.08.2009 N 369-ПП "О предоставлении мер социальной поддержки социальным работникам и специалистам по социальной работе государственной системы социальных служб".
Согласно пунктам 3-8 данного Порядка учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов приобретают специальную одежду, обувь и инвентарь самостоятельно.
По желанию работника ему может выплачиваться в установленном размере денежная компенсация на приобретение самим работником специальной одежды, обуви и инвентаря.
Размеры денежных компенсаций расходов на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря устанавливаются ежегодно исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере социальной поддержки населения, в объеме средств, предусмотренных законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год для реализации мер социальной поддержки социальных работников.
Выплата денежной компенсации работнику осуществляется один раз в год учреждением социального обслуживания.
Заявление о выплате денежных компенсаций расходов, связанных с приобретением специальной одежды, обуви и инвентаря, подается работником в учреждение социального обслуживания по месту работы. Решение о выплате компенсации либо об отказе в ее выплате принимает руководитель учреждения социального обслуживания.
В случае увольнения работника до истечения срока, на который была выплачена денежная компенсация, работник возмещает учреждению социального обслуживания излишне выплаченную сумму компенсации пропорционально отработанному периоду. Сумма может быть удержана самим учреждением социального обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с _ _ апреля 2007 года (приказ о приеме на работу N б/н от _ _ .04.2007) по _ _ августа 2014 года (приказ об увольнении N *) Шептура Е.А. осуществляла трудовую деятельность в ГОАУСОН "Апатитский КЦСОН" в должности ***.
_ _ мая 2014 года ответчик обратилась к директору Учреждения с заявлением о выплате денежной компенсации для приобретения специальной одежды, обуви и инвентаря за период с _ _ января 2014 года по _ _ декабря 2014 года, и обязательством возмещения в случае увольнения излишне выплаченной суммы компенсации пропорционально отработанному периоду (л.д. 6).
_ _ мая 2014 года ГОАУСОН "Апатитский КЦСОН" издан приказ N * о выплате *** Шептура Е.А. денежной компенсации расходов на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря на 2014 год в размере *** рублей *** копейки (л.д. 7).
Платежным поручением от _ _ июня 2014 года N * денежные средства в указанном размере были перечислены ответчику (л.д. 8).
Приказом от _ _ .08.2014 N * Шептура Е.А. уволена с _ _ сентября 2014 года по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации) (л.д. 12).
ГОАУСОН "Апатитский КЦСОН" _ _ августа 2014 года издан приказ N * о возврате *** Шептура Е.А. излишне выплаченной суммы компенсации на приобретение специальной одежды, обуви, инвентаря на 2014 год (за *** календарных дней - с _ _ .09.2014 по _ _ .12.2014), в размере *** рубля *** копеек (л.д. 31).
В добровольном порядке остаточная стоимость спецодежды ответчицей учреждению до настоящего времени не возмещена.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции посчитал не подлежащими применению к спорным правоотношениям вышеприведенных положений Закона Мурманской области и Постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 N 369-ПП в части, допускающей возможность самостоятельного приобретения работниками средств индивидуальной защиты.
При этом суд указал на то, что положениями статей 221, 232, 238, 246 Трудового кодекса Российской Федерации, Межотраслевами правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н и коллективным договором, действующим у данного работодателя, не предусмотрено возмещение работодателю расходов, связанных с обеспечением средствами индивидуальной защиты.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены при неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (действовавшего до 01.01.2015) меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры социальной поддержки вышеназванной категории граждан, и статья 21 Закона Мурманской области от 29.12.2004 N 572-01-ЗМО "О социальном обслуживании населения в Мурманской области" направлена на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства Мурманской области от 10.08.2009 N 369 принято во исполнение указанного закона и определяет порядок предоставления мер социальной поддержки.
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрена возможность как самостоятельного приобретения учреждениями социального обслуживания специальной одежды, обуви и инвентаря, так и выплаты работнику по его желанию денежной компенсации. При этом Порядок от 10.08.2009 определяет условия выплаты такой компенсации, а также устанавливает обязанность работника в случае увольнения до истечения срока, на который она выплачена, возместить учреждению излишне выплаченную сумму пропорционально отработанному периоду.
Вместе с тем, нормы Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 221, 232, 238, 246 ТК РФ, порядок предоставления мер социальной поддержки не регулируют, а содержат обязательные требования по обеспечению прав работников на охрану труда.
Полагая указанные нормы подлежащими применению к спорным правоотношениям, суд первой инстанции не учел, что согласно 209 Трудового кодекса Российской Федерации средства индивидуальной и коллективной защиты работников - это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Вместе с тем, обстоятельств, свидетельствующих о том, что выплата ответчику денежной компенсации для самостоятельного приобретения специальной одежды, обуви и инвентаря производилась истцом в соответствии с законодательством об охране труда, по делу не установлено.
Сведений об обязанности работодателя обеспечивать ответчика Шептуру Е.А. средствами индивидуальной защиты, в том числе по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочего места, материалы дела не содержат.
Более того, как следует из заявления ответчика от _ _ .05.2014 и приказа директора учреждения от _ _ .05.2014 (л.д.6-7), выплата Шептуре Е.А. денежной компенсации на приобретение спецодежды, обуви и инвентаря производилась именно в качестве предоставления меры социальной поддержки в денежной форме согласно Постановлению Правительства Мурманской области от 10.08.2009 N 369-ПП.
В силу пункта 12 Порядка, утвержденного данным Постановлением, финансирование расходов по обеспечению специальной одеждой, обувью и инвентарем либо выплате денежной компенсации работнику осуществляется за счет средств областного бюджета.
При таких обстоятельствах оснований для неприменения к спорным правоотношениям пункта 8 Порядка, утвержденного указанным Постановлением Правительства Мурманской области и регулирующего порядок возмещения суммы компенсации в случае увольнения работника, у суда первой инстанции не имелось.
Также суд первой инстанции ошибочно указал на то, что истцом не осуществлялись стирка, сушка и ремонт спецодежды, а также контроль за целевым расходованием денежных средств, выдаваемых на их приобретение. Данные обстоятельства не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку вышеприведенными нормативными правовыми актами такая обязанность на работодателя не возлагается. В случае предоставления мер социальной поддержки в денежном выражении их получатель (гражданин) самостоятельно осуществляет расходование денежных средств на цели, в которых эти меры предоставляются.
Допущенные нарушения в соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Поскольку денежная компенсация выплачивалась работнику на период с _ _ января 2014 года по _ _ декабря 2014 года, при этом увольнение работника имело место до истечения срока, на который была выплачена компенсация, то требования истца о взыскании излишне выплаченной суммы пропорционально отработанному периоду являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из заявления Шептуры Е.А. от _ _ .05.2014, она была уведомлена и согласна с обязанностью в случае увольнения возместить учреждению излишне выплаченную сумму компенсации.
Доказательств, подтверждающих вынужденный характер подачи данного заявления, на что ссылалась ответчик в судебном заседании и возражениях на апелляционную жалобу, в соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации ею не представлено. В соответствии с приведенными выше положениями нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме либо в денежном выражении осуществляется по выбору работника.
Расчет излишне выплаченной компенсации произведен истцом в соответствии с требованиями Постановления Правительства Мурманской области от _ _ .08.2009 пропорционально времени, исчисленному от даты увольнения ответчика до окончания календарного года, на который была выплачена компенсация.
Возражений относительно суммы, подлежащей взысканию, либо иного расчета, ответчиком не представлено. Довод ответчика о согласии возвратить истцу специальную одежду, обувь и инвентарь, приобретенные за счет полученной денежной компенсации, основан на ошибочном толковании законодательства, поскольку такой порядок возмещения излишне выплаченной компенсации действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Также обязанность по возмещению излишне выплаченной компенсации пропорционально отработанному периоду не ставится в зависимость от оснований увольнения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований ГОАУСОН "Апатитский КЦСОН" в полном объеме.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в пользу истца подлежат также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Апатитского городского суда города Мурманска
от 19 января 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" удовлетворить.
Взыскать с Шептура Е.А. в пользу Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения" остаточную стоимость спецодежды в сумме *** рубля *** копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей, а всего *** ( ***) рубля *** копеек.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.