Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего - Хапачевой Р.А.,
судей - Безуглова В.В., Богатыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания - Хаджемуковой М.Р.
с участием прокурора - Дербе А.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 20 января 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Тахтамукайского района (в защиту прав и интересов жителей "адрес") к Администрации МО "Яблоновское городское поселение" о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества - водопроводных сетей и обеспечении бесперебойного водоснабжения удовлетворить.
Обязать Администрацию МО "Яблоновское городское поселение" принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества водопроводные сети по "адрес".
Обязать Администрацию МО "Яблоновское городское поселение" принять меры по бесперебойному водоснабжению по "адрес".
Заслушав доклад судьи Богатыревой Е.В., заключение прокурора Дербе А.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тахтамукайского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов жителей "адрес" в "адрес" к Администрации МО "Яблоновское городское поселение" о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества - водопроводных сетей и обеспечении бесперебойного водоснабжения. Требования мотивировал тем, что по поручению Депутата Госдумы Федерального Собрания РФ ФИО4 прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой. По результатам проверки выявлено, что администрация МО "Яблоновское городское поселение" не исполняет обязанности по обеспечению бесперебойного водоснабжения, поскольку не определен собственник указанных водопроводных сетей. С учетом этого просил обязать администрацию МО "Яблоновское городское поселение" принять на учет как бесхозяйное имущество водопроводные сети по "адрес" и обеспечить бесперебойное водоснабжение жителям "адрес".
Представитель администрации МО "Яблоновское городское поселение" возражал против заявленных требований на том основании что водопроводные сети должны быть переданы на баланс ресурсоснабжающей организации либо ООО "Стрелец", либо ООО МКХ"Краснодарское".
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 20 января 2015 года иск прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея удовлетворён.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО "Яблоновское городское поселение" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать прокурору Тахтамукайского района Республики Адыгея в удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на то, что суд не учел, что водопроводные сети подключены к водонапорной башне, принадлежащей ООО МКХ "Краснодарское", которое взимает плату за оказание услуг по водоснабжению. Поэтому обязанность по постановке на учет спорного имущества суду следовало возложить на это лицо. Кроме этого, принятие мер по бесперебойному водоснабжению потребует значительных материальных затрат из местного бюджета, что также судом не учтено.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ.
В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.
Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.
Суд первой инстанции, на основании того, что собственник указанного объекта недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не числится, в реестре муниципальной собственности администрации МО "Яблоновское городское поселение" не состоит, пришел к обоснованному выводу о том, что указанный объект является бесхозяйным.
Судебная коллегия полагает, что оснований не согласиться с данным выводом суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.
При том, что отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных и земельных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно обязан это сделать.
В этой связи следует признать правильным вывод суда о возложении обязанности на администрацию МО "Яблоновское городское поселение" принять меры к постановке на учет бесхозяйственного имущества водопроводные сети по "адрес" в "адрес", поскольку данная обязанность вытекает из обозначенных положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с этим, вывод суда о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных объектов водопроводной сети на администрацию МО "Яблоновское городское поселение", как орган местного самоуправления, является верным.
Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписано, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения, относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы водопроводной сети на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
В Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и(или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из указанных норм законодательства следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Как усматривается из материалов дела, согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея от 19 ноября 2014 года N 823 магистральные водопроводные сети по "адрес" являются бесхозяйными, не переданы ни в собственность, ни в аренду ни одной из ресурсоснабжающих организаций (л.д. 33).
При таких обстоятельствах, допущенные ответчиком нарушения могут повлечь неблагоприятные последствия, в том числе и в виде нарушений конституционных прав граждан в области обеспечения благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Поскольку водопроводная сеть находится на территории муниципального образования "Яблоновское городское поселение", непринятие мер по постановке на учет данного бесхозяйного объекта недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580.
Ввиду изложенного, ссылки в жалобе на то, что обязанность по постановке на учет спорного имущества следует возложить на ООО МКХ "Краснодарское", которое взимает плату за оказание услуг по водоснабжению, являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Р.А. Хапачева
Судьи - В.В. Безуглов
Е.В. Богатырева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.