Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Данилова О.И., Кудряшовой Е.П.
при секретаре Филимоновой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.01.2015 по заявлению гаражного кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автотранспорта индивидуальных владельцев " Л." об оспаривании решения налогового органа.
Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Председатель гаражного кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автотранспорта индивидуальных владельцев " Л." А.Б.Н. обратился с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от 11.10.2013 N ( ... ) о предстоящем исключении гаражного кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомототранспорта индивидуальных владельцев " Л." из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), поскольку принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении кооператива из ЕГРЮЛ в административном порядке не соответствует закону, нарушает права и интересы юридического лица, а также и его права как члена кооператива.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С принятым судебным постановлением не согласен заявитель, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что налоговый орган не привлекал кооператив как налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление отчетности. У заявителя отсутствует счет в банке, следовательно, отсутствие операций по счету в банке не может служить основанием для вывода о прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в отношении кооператива опубликованы не были. Решение налогового органа препятствует заявителю осуществлять деятельность в соответствии с уставом, влечет финансовые убытки, а также нарушает права и законные интересы членов кооператива по регистрации права собственности на принадлежащие им гаражи.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители кооператива А.Б.Н. и А.П.Б. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску Евсеева В.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в рассматриваемой норме признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г.Петрозаводска от 01.07.1992 N ( ... ) на основании распоряжения Совета Министров КАССР от 08.04.1991 "Об отводе земельного участка для строительства кооперативных гаражей на 90 машино-мест в 50 м от шоссе Петрозаводск-Лососинное, в 2,8 км от реки Неглинки, в 900 м от проектируемого района Древлянка-2" зарегистрирован устав гаражного кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автотранспорта индивидуальных владельцев " Л." (далее - кооператив).
11.10.2013 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ принято решение N ( ... ) о предстоящем исключении гаражного кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомототранспорта индивидуальных владельцев " Л." из Единого государственного реестра юридических лиц.
12.02.2014 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении кооператива из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность.
Суд первой инстанции, установив факт непредставления кооперативом отчетности в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения об исключении кооператива из ЕГРЮЛ, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения налогового органа недействительным.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.12.2011 N 26-П, по мнению судебной коллегии, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
В соответствии с положениями статьи 50 ГК РФ потребительский кооператив является некоммерческой организацией, следовательно, не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
С момента государственной регистрации и до настоящего времени кооператив продолжает осуществлять некоммерческую деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей на закрепленном за ним земельном участке площадью ( ... ) кв.м.
Учитывая доказательства, представленные суду апелляционной инстанции, о фактическом осуществлении кооперативом своей деятельности, неосуществление указанной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций по банковскому счету и непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
При этом судебная коллегия учитывает, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех месяцев с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из приведенных выше положений Федерального закона N 129-ФЗ следует, что юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае соблюдения определенной установленной законом процедуры.
Однако в публикации о предстоящем исключении кооператива, размещенной в сети Интернет, имеется только ссылка на номер решения о предстоящем исключении и номер журнала "Вестник государственной регистрации", а сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагивает предстоящее исключение, в нарушение положений пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, отсутствуют. Доказательств публикации в установленном законом порядке сведений о порядке и сроках направления заявлений налоговым органом не представлено.
Таким образом, налоговым органом были нарушены требования пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и не были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Вместе с тем в целях защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц (кредиторов, участников (учредителей) юридического лица, а также иных лиц, права и интересы которых затрагиваются в связи с его исключением) им должна быть предоставлена возможность приостановить или предотвратить исключение юридического лица из ЕГРЮЛ путем направления заявления в регистрирующий орган.
Кроме того, в соответствии со статьями 31, 32 НК РФ налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности, налоговые органы обязаны: осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков в пределах предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что налоговый контроль за деятельностью кооператива с 2007 г. не осуществлялся, налоговый орган не привлекал кооператив либо его должностных лиц к налоговой ответственности за непредставление отчетности.
Налоговый орган не дал оценку тому факту, что у кооператива нет счета в банке, вследствие чего отсутствие операций по счету в банке не может служить поводом для вывода о прекращении юридическим лицом своей деятельности.
Отсутствие у кооператива открытых банковских счетов объясняется тем, что деятельность кооператива носит некоммерческий характер и основным видом хозяйствования является эксплуатация гаражей; кооператив не ставит своей целью извлечение прибыли; открытие счета в банке для некоммерческой организации не является обязательным.
Судебная коллегия учитывает, что наличие записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кооператива препятствует ему осуществлять деятельность в соответствии с уставом, а также нарушает права и законные интересы членов кооператива по регистрации права собственности на принадлежащие им гаражи.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.01.2015 по настоящему делу отменить. Принять новое решение.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от 11.10.2013 N ( ... ) о предстоящем исключении гаражного кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомототранспорта индивидуальных владельцев " Л." из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов гаражного кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомототранспорта индивидуальных владельцев " Л.".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.