Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Степановой Т.Г., Стыцюн С.А.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Прионежского муниципального района на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 27 января 2015 г. по иску Шамалова А. И. к Администрации Прионежского муниципального района о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и встречному иску Администрации Прионежского муниципального района к Шамалову А. И. о сносе самовольных построек.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамалов А.И. обратился в суд с иском к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также - Администрация) о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка по тем основаниям, что постановлением администрации ( ... ) ( ... ) ( ... ) N от ( ... ) г. ему был выделен земельный участок общей площадью ( ... ) кв.м для ведения личного подсобного хозяйства в ( ... ). В ( ... ) г. в отношении указанного земельного участка были проведены кадастровые работы, подготовленная схема расположения участка направлена в Администрацию на утверждение. Письмом от ( ... ) г. с исх. N Администрация отказала в утверждении схемы, мотивируя свой отказ нарушениями законодательства, действующего в момент принятия постановления Администрацией ( ... ) о выделении истцу земельного участка. Считая отказ ответчика незаконным, истец просил обязать Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ( ... ) с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, площадью ( ... ) кв.м, в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Шамалова А.И. от ( ... ) г.
В ходе рассмотрения дела судом принят встречный иск Администрации Прионежского муниципального района о сносе самовольных построек, расположенных на спорном земельном участке, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок и на строения у Шамалова А.И. отсутствуют.
Решением суда иск Шамалова А.И. удовлетворен. Суд возложил на Администрацию Прионежского муниципального района обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ( ... ), с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, ориентировочной площадью ( ... ) кв.м, приложенную к заявлению Шамалова А. И. от ( ... ) г.
Встречное исковое заявление Администрации Прионежского муниципального района к Шамалову А.И. о сносе самовольных построек оставлено без удовлетворения.
С таким решением не согласна Администрация Прионежского муниципального района, в апелляционной жалобе просит его отменить, приняв по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтен факт отсутствия проведения процедуры предоставления Шамалову А.И. земельного участка, предусмотренной статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок был выделен без проведения торгов и без предварительного согласования. Ссылаясь на положения п.11 ст.30 ЗК РФ, полагает, что на основании постановления Администрация ( ... ) невозможно провести предварительное согласование места размещения объекта. Обращает внимание также на положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которым обязательной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего закона. Отмечает, что Шамалов А.И. более десяти лет пользовался земельным участком без необходимых правоустанавливающих документов и даже возвел на нем строения, однако суд не посчитал это надлежащим основанием для удовлетворения иска о сносе самовольных построек. Обращает внимание на отсутствие у Шамалова А.И. каких-либо документов как на землю, так и на постройки. Разрешение на строительство у Шамалова А.И. также отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу Шамалов А.И. полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Представитель Администрации Прионежского муниципального района Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Шамалов А.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Его представитель Тинькин К.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо - Администрация Деревянского сельского поселения в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции уведомлена надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене на основании положений п.п.1, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что Постановлением администрации ( ... ) ( ... ) ( ... ) Республики Карелия N от ( ... ) г. "О разрешении проведения проектно-изыскательских работ гр. Шамалову А.И." последнему выделен земельный участок площадью ( ... ) кв.м для ведения личного подсобного хозяйства в ( ... ). На выделенном земельном участке Шамаловым Л.И. возведены постройки: жилой дом, баня, беседка, теплица, хозяйственная постройка, туалет, ограждение, что подтверждается содержанием Постановления заместителя главного государственного инспектора Республики Карелия по использованию и охране земель о назначении административного наказания от ( ... ) г. по делу N в отношении Шамалова А.И. и последним не оспаривается.
Из материалов дела усматривается, что фактически используемый Шамаловым А.И. земельный участок расположен в кадастровом квартале ( ... ) в ( ... ) и является смежным с земельными участками с кадастровыми номерами ( ... ), ( ... ).
( ... ) г. Шамалов А.И. обратился в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ( ... ), с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, ориентировочной площадью ( ... ) кв.м.
Администрация письмом от ( ... ) г. отказала Шамалову А.И. в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на нарушение в ( ... ) году администрацией села Деревянное Прионежского района порядка предоставления земельного участка.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что нарушение установленной законом процедуры передачи прав на земельный участок, оформления разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а также факт самовольного возведения построек, не являются достаточным основанием для сноса жилого дома и вспомогательных построек, поскольку Шамаловым А.И. предпринимаются меры для оформления прав на земельный участок, постановление администрации ( ... ) N от ( ... ) г. незаконным не признавалось, долголетнее занятие истцом спорного земельного участка не нарушает прав иных лиц. При этом полагая, что Администрация злоупотребляет своими правами, чем нарушает права Шамалова А.И., суд первой инстанции посчитал необходимым в целях восстановления нарушенных прав истца возложить на Администрацию обязанность утвердить схему расположения земельного участка.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая, что они основаны на неправильном определении юридически значимых для дела обстоятельств и неправильном применении норм материального права.
Суд первой инстанции не учел, что юридически значимым для разрешения заявленных требований обстоятельством является установление факта законности владения Шамаловым А.И. спорным земельным участком, предоставленным ему в установленном законом порядке уполномоченным органом. Вместе с тем, законность предоставления Шамалову А.И. земельного участка материалами дела не подтверждается.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления администрацией ( ... ) ( ... ) ( ... ) Республики Карелия N от ( ... ) г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2011 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления администрацией ( ... ) ( ... ) ( ... ) Республики Карелия N от ( ... ) г.) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Таким образом, в период с ( ... ) г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Деревянского сельского поселения осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, а именно Администрацией Прионежского муниципального района.
С учетом изложенного Администрация ( ... ) не являлась органом, имеющим право на предоставление ( ... ) г. Шамалову А.И. спорного земельного участка в д ( ... ). При таких обстоятельствах прав на такой земельный участок у Шамалова А.И. не возникло и не могло возникнуть.
Кроме того, в силу п.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п.2 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления администрацией ( ... ) ( ... ) ( ... ) Республики Карелия N от ( ... ) г.) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п.1 ст.131 ГК РФ).
По смыслу положений ст.28 ЗК РФ права на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут возникнуть у граждан в результате предоставления в установленном законом порядке таких земельных участков.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта, его предоставление гражданину для ведения личного подсобного хозяйства должно было осуществляться по правилам ст.ст.30-32 ЗК РФ, предусматривающих порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, поскольку приусадебный земельный участок предполагает возможность осуществления на нем строительства.
В соответствии с п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства гражданину в границах населенного пункта должно было осуществляться на момент издания постановления администрации ( ... ) ( ... ) ( ... ) Республики Карелия N от ( ... ) г. в порядке, предусмотренном п.4 ст.30 ЗК РФ, т.е. без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно п.4 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Постановление администрацией ( ... ) ( ... ) ( ... ) Республики Карелия N от ( ... ) г. не содержит указания на вид права, на котором Шамалову А.И. выделяется земельный участок.
В силу п.2 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Передача земельных участков в аренду по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта допускается без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (п.4 ст.30 ЗК РФ).
Из пояснений участвующих в деле лиц следует, что какие-либо сведения и документы, свидетельствующие о соблюдении вышеизложенной процедуры предоставления истцу спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, отсутствуют.
Земельный участок в настоящее время на государственном кадастровом учете не состоит, а потому как объект гражданских прав не существует, что свидетельствует о том, что он не был образован в установленном законом порядке в целях его предоставления, что было необходимо в силу п.4 ст.30 ЗК РФ.
С учетом изложенных выше обстоятельств следует заключить, что спорный земельный участок не предоставлялся Шамалову А.И. уполномоченным органом в установленном законом порядке. Постановление администрации ( ... ) ( ... ) ( ... ) Республики Карелия N от ( ... ) г. не является актом органа местного самоуправления, влекущим возникновение у истца прав на этот земельный участок.
Более того, из пояснений представителя Шамалова А.И., данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что какие-либо платежи за землю Шамаловым А.И. никогда не уплачивались. Между тем, в силу п.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что земельный участок использовался Шамаловым А.И. при отсутствии законных оснований.
Права Шамалова А.И. на спорный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
Кроме того, согласно ст.8 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, в которых содержатся основные сведения о личном подсобном хозяйстве. Ведение похозяйственных книг осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Согласно пояснениям участвующих в деле лиц в похозяйственных книгах соответствующего сельского поселения личное подсобное хозяйство Шамалова А.И. не учтено.
Факт незаконности использования Шамаловым А.И. земельного участка в д. Ужесельга подтверждается также постановлением заместителя Главного государственного инспектора Республике Карелия по использованию и охране земель о назначении административного наказания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от ( ... ) г. по делу N, которым Шамалов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о длительности использования Шамаловым А.И. земельного участка не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство в настоящее время не предусматривает возможности признания за гражданами права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Согласно разъяснениям, данным судам в пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ N10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.206 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно п.1 ст.264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п.1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
По делу установлено, что право на использование земельного участка, в том числе для возведения строений, у Шамалова А.И. не возникло, в связи с чем постройки возведены им при отсутствии установленных законом оснований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с п.2 ст.62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений). В соответствии с п.3 ст.76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к правильному по существу выводу о том, что возведенные Шамаловым А.И. на занимаемом им земельном участке здания, строения, сооружения являются самовольными. Вместе с тем, суд необоснованно отказал Администрации в удовлетворении требований об их сносе.
Действительно, здания, строения, сооружения возведены Шамаловым А.И. на земельном участке, не предоставленном ему в соответствии с требованиями закона уполномоченным органом, право на использование которого у него не возникло. Разрешение на строительство жилого дома Шамаловым А.И. получено не было.
При таких обстоятельствах возведенные Шамаловым А.И. на спорном земельном участке постройки, являющиеся объектами недвижимости, подлежат сносу Шамаловым А.И. на основании положений ст.222 ГК РФ как самовольные постройки. От иных построек, не имеющих признаков недвижимого имущества, спорный земельный участок подлежит освобождению силами Шамалова А.И. на основании приведенных выше положений ст.ст.12, 304 ГК РФ, ст.ст.60, 62, 76 ЗК РФ.
На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части отказа Администрации Прионежского муниципального района в удовлетворении встречных исковых требований и принять новое решение об удовлетворении этих требований, возложив на Шамалова А.И. обязанность освободить самовольно занимаемый земельный участок в кадастровом квартале ( ... ) в ( ... ) площадью ( ... ) кв.м, являющийся смежным с земельными участками с кадастровыми номерами ( ... ), ( ... ), от возведенных на нем зданий, строений, сооружений, а именно: жилого дома, бани, беседки, теплицы, хозяйственной постройки, туалета, ограждения.
Судебная коллегия полагает подлежащим отмене решение суда и в части удовлетворения исковых требований Шамалова А.И. о понуждении Администрацию Прионежского муниципального района утвердить схему расположения земельного участка, поскольку правовые основания для возложения на Администрацию такой обязанности отсутствуют.
Действительно, описанная выше законодательно установленная в ст.30-32 ЗК РФ на момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом первой инстанции (т.е. в редакции Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01 марта 2015 г.) процедура предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в пределах населенных пунктов не предусматривала утверждение органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, схемы его расположения на кадастровом плане территории. Таким образом, правовых оснований для возложения на Администрацию обязанности утвердить такую схему у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного в части удовлетворения исковых требований Шамалова А.И. судебное решение подлежит отмене с принятием судебной коллегией в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 27 января 2015 г. по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шамалова А. И. к Администрации Прионежского муниципального района о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка отказать.
Встречный иск Администрации Прионежского муниципального района к Шамалову А. И. о сносе самовольных построек удовлетворить.
Обязать Шамалова А. И. освободить самовольно занимаемый земельный участок в кадастровом квартале ( ... ) в ( ... ) ( ... ) Республики Карелия площадью ( ... ) кв.м, являющийся смежным с земельными участками с кадастровыми номерами ( ... ), ( ... ), от возведенных на нем зданий, строений, сооружений, а именно: жилого дома, бани, беседки, теплицы, хозяйственной постройки, туалета, ограждения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.