Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.,
судей Карболиной В.А., Черных С.В.
при секретаре Кораблиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске "02" апреля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО "Федеральная пассажирская компания" - Пачерских М.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 13 января 2015 года, которым постановлено исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО "ФПК", выразившиеся в запрете продажи проездных документов на фирменные поезда, формирования Западно-Сибирского филиала ОАО "ФПК", без обязательной оплаты стоимости сервисных услуг (питания, санитарно-гигиенический набор, информационное сопровождение поездки), исключающие возможность их выбора (за исключением услуг, предоставляемых в соответствии с Приказом Минтранса России от 9 июля 2007 г. N 89 об утверждении "ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРАМ КОМПЛЕКСА УСЛУГ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВКЛЮЧАЕТСЯ В СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА В ВАГОНАХ ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ"),
Признать незаконными действия ОАО "ФПК", выразившиеся в исключении из состава фирменных поездов, формирования Западно- Сибирского филиала ОАО "ФПК", вагонов повышенной комфортности.
Возложить на ОАО "ФПК" обязанность прекратить деятельность по запрету продажи проездных документов на фирменные поезда, формирования Западно-Сибирского филиала ОАО "ФПК", без обязательной оплаты стоимости сервисных услуг (услуги питания, санитарно- гигиенический набор, информационное сопровождение поездки), исключающую возможность их выбора (за исключением услуг, предоставляемых в соответствии с Приказом Минтранса России от 9 июля 2007 г. N 89 об утверждении "ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРАМ КОМПЛЕКСА УСЛУГ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВКЛЮЧАЕТСЯ В СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА В ВАГОНАХ ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ").
Возложить на ОАО "ФПК" обязанность прекратить подачу на пути общего пользования фирменных поездов, формирования Западно- Сибирского филиала ОАО "ФПК", для перевозки пассажиров, в отсутствии вагонов повышенной комфортности в их составе.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения прокурора Подхалюзина С.С., представителей ответчика Орловой Н.Ю., Вороновой Э.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "ФГЖ", в котором с учетом уточнений просил:
1. признать незаконными действия ОАО "ФПК", выразившиеся в запрете продажи проездных документов на фирменные поезда, формирования Западно-Сибирского филиала ОАО "ФПК", без обязательной оплаты стоимости сервисных услуг (услуги питания, санитарно-гигиенический набор, информационное сопровождение поездки), исключающие возможность их выбора;
2. признать незаконными действия ОАО "ФПК", выразившиеся в исключении из состава фирменных поездов, формирования Западно- Сибирского филиала ОАО "ФПК", вагонов повышенной комфортности;
3. возложить на ОАО "ФПК" обязанность прекратить деятельность по запрету продажи проездных документов на фирменные поезда, формирования Западно-Сибирского филиала ОАО "ФПК", без обязательной оплаты стоимости сервисных услуг (услуги питания, санитарно- гигиенический набор, информационное сопровождение поездки), исключающую возможность их выбора;
4. Обязать ответчика прекратить подачу на пути общего пользования фирменных поездов, формирования Западно-Сибирского филиала ОАО "ФПК", для перевозки пассажиров, в отсутствии вагонов повышенной комфортности в их составе.
В обоснование требований со ссылкой на ст. 12, 421,426, 786 ГК РФ, Приказ ФСТ России от 27.05.2010 г., Закон РФ от 07.02.1992 г., "О защите прав потребителей", Указание МПС России от 06.04.1993 г. N 71у, ОСТ 32- 24-93, Постановление Правительства РФ N 111 от 02.03.2005 г., Приказ Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473 указал, что в прокуратуру обратился Романов И.П. с жалобой на отказ в продаже ему билета в купейном вагоне на поезд N 55 с датой отправления 29.07.2014 г. без оформления дополнительных услуг (в т.ч. питания). Проверкой установлено, что ответчиком нарушаются требования законодательства о защите прав потребителей путем возложения на потребителя обязанности при приобретении проездных документов в вагонах фирменных поездов в обязательном порядке производить оплату комплекта сервисных услуг без возможности их выбора, в т.ч. с учетом того, что у отдельных категорий граждан отсутствует возможность выбора типа вагона (купейный, плацкартный) при заключении договора на перевозку.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель ОАО "Федеральная пассажирская компания" - Пачерских М.В., просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что доводы суда о нарушении ответчиком законодательства о защите прав потребителей в части включения в стоимость проезда дополнительных услуг, с учетом п.33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров и т.д., а также решения ВС РФ, по которому предметом рассмотрения было право перевозчика на включение в стоимость проезда сервисных (дополнительных) услуг, являются несостоятельными.
Отмечает, что дату вынесения решения требования, заявленные истцом, были добровольно исполнены ответчиком, в связи с чем полагает, что оснований для их удовлетворения не имелось.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной, по факту обращения Романова И.П., проверки прокурором было установлено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N 716р с ДД.ММ.ГГГГ в состав комплекса сервисных услуг, предоставляемых в вагонах различных типов фирменных поездов включены в том числе услуги: рацион питания, санитарно-гигиенический набор, информационное обслуживание. Для вагонов купе фирменных поездов (класс обслуживания 2Т) стоимость комплекса сервисных услуг составляет 611.5 руб., в том числе питание 357.6 руб., санитарно-гигиенический набор 31 руб., печатная продукция 41.9 руб. Во исполнение указанного распоряжения с ДД.ММ.ГГГГ в билетных кассах ответчика оформление проездных документов на фирменные поезда производилось с обязательной оплатой сервисных услуг в зависимости от класса обслуживания в размере 611,5 руб.
Постанавливая обжалуемое решение, суд пришел к выводу о том, что требуя с потребителя оплату услуг по питанию, предоставлению печатной продукции, наборов предметов санитарно-гигиенического назначения при продаже билетов в вагоны фирменных поездов, ответчик тем самым навязывает им дополнительные услуги, что противоречит ст. 16 ФЗ "О защите прав потребителей".
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью и законностью принятого судебного решения в части признания незаконности действия ответчика и понуждения его прекратить продажу проездных документов с обязательной оплатой сервисных услуг, выводы суда в указанной части соответствуют требованиям законодательства и доказательствам, представленным сторонами. В остальной части с выводами суда судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (проездным документом).
Согласно п.1 ст. 8 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с п.1 указанной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (ст. 8 ).
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в ст. 4 относит к сфере естественной монополии железнодорожные перевозки.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, в соответствии с которым государственному тарифному регулированию подлежат услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категорий "СВ" и "купе").
Таким образом, тарифному регулированию подлежат услуги по перевозкам пассажиров в плацкартных и общих вагонах.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, п. 33 которых предусмотрено, что в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности, пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажиру, имеющему право бесплатного проезда или проезда со скидкой, в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы.
Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком.
Приказом Минтранса России от 09.07.2007 N 89 утвержден Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.2007 N 9878), в соответствии с которым информация об услугах, стоимость которых включается в стоимость проезда, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности, бесплатно доводится перевозчиком до сведения пассажиров через средства массовой информации при оформлении проездных документов (билетов) и в вагонах повышенной комфортности с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников;
При приобретении проездного документа (билета) пассажиром оплачивается стоимость проезда, в состав которой включается стоимость услуг, оказываемых в вагонах повышенной комфортности ( п. 3 порядка).
Предоставление питания пассажирам в вагонах повышенной комфортности осуществляется в соответствии с технологическими процессами предоставления гарантированного питания пассажирам в вагонах повышенной комфортности, определяемыми перевозчиком для каждого пассажирского поезда индивидуально с учетом графика его движения и продолжительности нахождения пассажиров в пути следования. Состав, количество и виды рационов питания, включаемых в комплекс услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах повышенной комфортности, определяется перевозчиком ( п. 4 порядка).
Предоставление питания пассажирам в вагонах повышенной комфортности осуществляется в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, утвержденных в установленном порядке. Доставка рационов питания пассажирам осуществляется работниками вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) и (или) проводниками пассажирских вагонов повышенной комфортности непосредственно к местам размещения пассажиров в этих вагонах ( п. 5 порядка).
Таким образом, законодатель предусмотрел право перевозчика предоставить пассажирам платное сервисное обслуживание, которое включается в цену проезда в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности.
Фирменный поезд отличается от поездов других категорий удобным графиком движения и наименьшим временем в пути следования, формированием из вагонов не старше 12 лет, предоставлением дополнительных услуг, предоставлением постельного белья, спальных принадлежностей и предметов санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества, постоянной работой вагона-ресторана.
В силу п. 3 этого же распоряжения, вагоны повышенной комфортности, введенные в обращение до утверждения Классификации относятся к вагонам: класса обслуживания "экономический" - вагоны с четырехместным купе и вагоны с местами для сидения в скоростных поездах с предоставлением комплекса услуг.
Согласно п.1 распоряжения ОАО "РЖД" от 20.03.2008 N 537р "О классификации пассажирских вагонов повышенной комфортности и требованиях к предоставлению пассажирам платного сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности" вагоны повышенной комфортности в зависимости от типа и комплекса предоставляемых пассажирам услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда, подразделяются на следующие классы обслуживания: 1А"люкс", 1Б"бизнес", 2Э"экономический" и 2Т и 2У "базовый".
Согласно приложению N 2 к распоряжению ОАО "РЖД" от 20.03.2008 N 537р в вагонах класса обслуживания "экономический" и "базовый" пассажирам предоставляются рационы горячего или холодного питания. При обслуживании используются блюда и закуски, приготовленные в вагоне-ресторане, или разогретые готовые блюда, поставляемые в замороженном виде, холодные закуски в упаковках с МГС. Обслуживание допускается с применением столовой посуды и приборов одноразового использования.
Доставка блюд в купе к местам размещения пассажиров осуществляется в разносных контейнерах или с использованием развозных тележек. Допускается доставка соков в упаковке тетра пак и минеральной воды в пластиковых бутылках. Кипятком для горячих напитков пассажиров обеспечивают проводники вагонов. В каждом купе обеспечивается информация о составе рационов питания и меню предоставляемых горячих блюд и напитков ( п. 2.3).
В вагонах класса обслуживания "базовый" санитарно-гигиенические наборы пассажирам не предоставляются ( п. 3.4).
Согласно раздела 4, указанного приложения, печатная продукция предоставляется пассажирам на местах проезда в вагонах повышенной комфортности класса обслуживания "люкс", "бизнес" и "экономический" и включает журнал и комплект газет.
Распоряжением ответчика от 16.06.2014 г. за N 716р с 01.07.2014 г. установлен комплекс сервисных услуг подлежащих оплате в вагонах различных типов фирменного поезда, согласно приложению : 1У спальный пассажирский вагон с двухместным купе ( СВ); 2Т спальный пассажирский вагон с четырехместным купе; 1Р вагон с местами для сиденья в (компановке 40/2).
Согласно приложению к распоряжению ОАО "ФПК" от 30.04.2014 г. N 531р с 01.07.2014 г. стоимость комплекса услуг для проезда составляет в зависимости от типа вагона, в том числе, вагон типа 2Т ( купе для фирменных поездов) - 611 руб., которая включает в себя : рацион питания 357,6 руб., постельное белье 181 руб., санитарно-гигиенический набор 31 руб., печатная продукция 41.9 руб.
Между тем, несмотря на то, что тарифному регулированию подлежат услуги по перевозкам пассажиров только в плацкартных и общих вагонах, услуга питания не является обязательной в соответствии с санитарными нормами, как это предусмотрено, например, для услуги по обеспечению постельными принадлежностями и постельным бельем.
Пассажиры купе вагона типа 2Т не заинтересованные в приобретении проездных документов, включающих стоимость рациона холодного питания исходя из продолжительности периода нахождения в пути или по состоянию здоровья, а также санитарно-гигиенических наборов, печатной продукции, вынуждены приобретать билеты с предоплаченными услугами при отсутствии заинтересованности в предлагаемой услуге.
Принимая во внимание, что распоряжением ответчика от 16.06.2014 г. N 716р согласно приложения N 1, в вагонах типа 2Т фирменных поездов обязателен к оплате комплекс сервисных услуг, а не только в вагонах повышенной комфортности, тарифы, плата и сборы в отношении которых не регулируются государством, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора и признал незаконным действия ответчика выразившееся в продаже проездных билетов на фирменные поезда без обязательной оплаты сервисных услуг, обязав прекратить данную деятельность за исключением услуг, предоставляемых в соответствии с приказом Минтранса России от 09.07.2007 г. N 89.
Доводы апеллянта об обратном не состоятельны, основаны на неверном толковании материального права, фактических обстоятельств по делу. Ссылка апеллянта на определение ВС РФ от 29.11.2011 г. не указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции, а напротив подтверждает ее обоснованность, поскольку предметом рассмотрения были иные обстоятельства по делу, а именно, соответствие п. 33 Правил оказания услуг ст. 16 ФЗ " О защите прав потребителей".
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. N с ДД.ММ.ГГГГ г. исключены из составов поездов вагоны повышенной комфортности и введены в обращение купейные вагоны, СВ, люкс с предоставлением одноразового питания на всем маршруте следования, что противоречит ОСТ 32-24-93, а потому суд удовлетворил требования в части понуждения ответчика прекратить подачу на пути общего пользования фирменных поездов в отсутствие вагонов повышенной комфортности.
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за N с ДД.ММ.ГГГГ в фирменных поездах АО " ФПК" не включенных в подсистему управления доходностью, для дерегулированного сегмента перевозок пассажирского комплекса дальнего следования в вагонах класса " Люкс", СВ и купейных вагонах, за исключением штабных вагонах, признак повышенной комфортности с предоставлением комплекса услуг, включающего один рацион питания на всем маршруте следования.
Указанное распоряжение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ указывает на введение вагонов повышенной комфортности с ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением комплекса услуг включающих один рацион питания на всем маршруте и никак не указывает на устранение нарушений по навязыванию обязательности оплаты комплекса услуг в вагонах различных типов фирменных поездов, как указано в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ
Главное пассажирское управление Министерства путей сообщения Российской Федерации и Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработали Отраслевой стандарт ОСТ 32-24-93 "Стандартизация в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах" (утвержден и введен в действие Указанием МПС России от 06.04.1993 N 71у) (далее - ОСТ 32-24-93).
ОСТ 32-24-93 устанавливает требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах и по подготовке составов фирменных поездов в рейс, является обязательным для всех предприятий и организаций, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляющих подготовку и экипировку фирменных поездов в рейс, обслуживание в них пассажиров.
Согласно пункту 5.1.2 ОСТ 32-24-93 в составе фирменного поезда обязательно курсирование вагонов повышенной комфортности с предоставлением пассажирам платного сервисного обслуживания, стоимость которого включается в стоимость проезда.
Распоряжением ответчика о ДД.ММ.ГГГГ N, как уже было указано выше, с ДД.ММ.ГГГГ исключены из состава поездов вагоны повышенной комфортности и введены в обращение купейные вагоны, СВ и люкс с предоставлением одноразового питания на всем маршруте. Вышеуказанным распоряжением из состава фирменных поездовN 13/14, 25/26, 29/30, 37/38, 87/88, 125/126, 115/116 исключены вагоны повышенной комфортности. Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N N оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Из телеграммы от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанных поездах ( маршруте 25/26 присоединен к маршруту 55/56) класс обслуживания 2Т подлежит замене на класс обслуживания 2Л. Однако, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, данных о том, что с ДД.ММ.ГГГГ пассажиры имели реальную возможность приобрести билеты в вагон повышенной комфортности на дату вынесения судебного решения, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что, как уже указано выше, согласно п.1 распоряжения ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ N "О классификации пассажирских вагонов повышенной комфортности и требованиях к предоставлению пассажирам платного сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности" вагоны повышенной комфортности в зависимости от типа и комплекса предоставляемых пассажирам услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда, подразделяются на следующие классы обслуживания: 1А"люкс", 1Б"бизнес", 2Э"экономический" и 2Т и 2У "базовый", вагонов повышенной комфортности класса обслуживания 2Л нет.
Гражданский процесс - процесс состязательный, бремя доказывания обоснованности заявленных требований лежит на истце, обоснованности возражений - на ответчике. Локальных нормативных актов, подтверждающих, что вагоны класса обслуживания 2Л (замененные вагоны класса обслуживания 2Т согласно телеграммы ответчика) являются вагонами повышенной комфортности у ОАО " ФПК" материалы дела не содержат. Согласно распечатке с сайта перевозчика ОАО "ФПК", приложенной к апелляционной жалобе на л.д. 222, в доказательство устранения нарушения, класс обслуживания вагона 2Л в четырехместном купе ответчика включает стоимость услуг : наличие кондиционера и постельного белья и вагоном повышенной комфортности не является в отличие от вагона класса обслуживания 2Т.
Поскольку на день обращения прокурора с данным иском и на день рассмотрения спора нарушения имели место, как правильно указал суд, устранено в полном объеме не было, доказательств тому представлено не было, решение суда в указанной части является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 13 января 2015 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО "Федеральная пассажирская компания" - Пачерских М.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.