Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Васиной Н.С., поступившую 18 марта 2015 года, на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 12 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 января 2015 года по делу по заявлению Васиной Н.С. об обжаловании решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости и об обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости,
установил:
Васина Н.С. обратилась в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" об обжаловании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, и обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости. Васина Н.С. полагала, что решения о приостановлении и об отказе внести изменения в кадастровое дело сведения об изменении площади принадлежащего ей на праве собственности земельного участка приняты незаконно. В обоснование заявленных требований Васина Н.С. указывала, что ею уточнены границы земельного участка, в подтверждение чего представлен межевой план с соответствующим обоснованием, однако, регистрировать увеличение площади земельного участка, площадью 800 кв.м. на 363 кв.м. заинтересованное лицо отказалось, не оценив надлежащим образом представленные документы.
Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 12 ноября 2014 года в удовлетворении заявления Васиной Н.С. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда решение Гагаринского районного суда города Москвы от 12 ноября 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель Васина Н.С. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учёте в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учёта также в случае, если в результате данного кадастрового учёта площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч.1 ст. 26 названного Федерального закона, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В соответствии с п. 5 ч. 2 указанной статьи, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Требования к подготовке межевого плана, технического плана и акта обследования установлены статьями 38-42 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 12 статьи 38, частью 10 статьи 41 и частью 3 статьи 42 названного Закона предусмотрено, что форма и требования к подготовке вышеуказанных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Форма и требования к подготовке межевого плана установлены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412.
В соответствии с п. 12, п. 70 названных Требований раздел "Сведения об образуемых частях земельного участка" включается в состав межевого плана, в случае если кадастровые работы выполнялись в целях образования части (частей) существующего земельного участка и при этом не осуществлялось уточнение местоположения границ земельного участка или образование земельных участков. В иных случаях сведения о частях земельных участков включаются в состав следующих разделов межевого плана: "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения об измененных земельных участках и их частях", "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" (п. 12). Если межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка, в разделах "Схема расположения земельных участков" и "Чертёж земельных участков и их частей" отображаются границы всех земельных участков, сведения ГКН о которых подлежат уточнению (п. 70).
Пунктом 104 Требований установлено, что в раздел "Заключение кадастрового инженера" включаются дополнительные сведения о порядке образования многоконтурного земельного участка, дополнительные сведения об особенностях обеспечения доступа (прохода или проезда от земельных участков (земель) общего пользования), расчёт по определению минимального размера многоконтурного земельного участка, указанного в реквизите "4" разделов "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения об уточняемых земельных участках и частях", иные сведения, содержащие дополнительное обоснование результатов выполнения кадастровых работ.
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 70.1 Требований (в редакции, действовавшей до 30 июня 2014 года) при отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Согласно п. 53 указанных Требований предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешённого использования земельного участка, в реквизитах "4" разделов "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
Раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков; в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
Документами, на основании которых кадастровый инженер производит обоснование границ земельного участка, согласно Письму Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 18 марта 2013 года N 10-0772-КЛ "О направлении информации" могут являться решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы. В случае, если орган кадастрового учета располагает информацией о наличии документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, в отношении уточняемого земельного участка, а кадастровым инженером местоположение уточняемых границ земельного участка определялось с использованием карт (планов), либо документов, указанных в Письме, по мнению Учреждения, орган кадастрового учета вправе принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 года N ОГ-Д23-5470 "О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка" документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:
- из федерального картографо- геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 года N 706 "Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд";
- из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 года N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2012 года N Д23и-1123 "По вопросам уточнения местоположения границ и площади земельных участков" кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). Таким образом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
Судом установлено, что Васина Н.С. является собственником земельного участка площадью 800 м2, расположенного в ***.
По результатам проведённого Васиной Н.С. межевания и согласования границ площадь земельного указанного земельного участка увеличилась на 363 м2 по сравнению с площадью земельного участка, который ей фактически был предоставлен в собственность - 800 м2.
Васина Н.С. обратилась с заявлением в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" о внесении соответствующих изменений в кадастровый учёт.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" от 16 мая 2014 года осуществление кадастрового учета приостановлено, поскольку в нарушение требований п. 70.1 Требований к подготовке межевого плана отсутствует обоснование выявленного расхождения сведений о фактической площади земельного участка, указанной в межевом плане, со сведениями государственного кадастра недвижимости. Кроме того, в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка.
7 июля 2014 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" отказало заявителю в отмене принятого решения о приостановления внесения изменения в кадастровый учёт в связи с представленным дополненным межевым планом, а 18 августа 2014 года отказано в учете названных изменений на основании п. 6 части 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - истечение срока приостановления осуществления кадастрового учёта. Обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, устранены не были.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии оспариваемых решений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" действовало в соответствии с законом.
При рассмотрении настоящего дела суд дал надлежащую оценку межевому плану, представленному Васиной Н.С. в обоснование увеличения площади земельного участка, и признал его не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Суд правомерно принял во внимание, что местоположение земельного участка определяется исключительно исходя из сведений, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии у заявителя такого документа, представленный им межевой план должен содержать обоснование не только границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, но и изменение его площади по сравнению с площадью, указанной в свидетельстве о собственности, со ссылкой на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении земельного участка изначально фактически в большем размере.
Оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные доказательства, суд пришел к выводу, что представленный Васиной Н.С. межевой план не отвечает требованиям закона, поскольку в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточнённых границ земельного участка со ссылкой на сведения, содержащиеся в свидетельстве о праве собственности на землю. Однако согласно Свидетельству, заявителю был предоставлен земельный участок с кадастровым номером МО-32-04-1586 площадью 0,08 га, что на 363 м2 больше, чем указано в заключении кадастрового инженера. В кадастровой выписке о земельном участке указано, что в качестве геодезической основы используется система координат - МСК-50. Однако из "Заключения кадастрового инженера" не усматривается, что увеличение площади земельного участка связано с изменением системы координат. При этом в данном Заключении указано, что собственники смежных земельных участков на согласование границ не прибыли.
Также судебной коллегией принято во внимание, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" отсутствует связный текст, который бы объяснял, по каким причинам земельный участок заявителя не может быть определён в тех границах, в которых он был изначально предоставлен.
Обязанность вносить исправления в межевой план на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" не возложена.
Таким образом, решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области" о приостановлении осуществления кадастрового учёта является законным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, а также с оценкой, данной судом представленным доказательствам, в частности, межевому плану, основанием для отмены судебных постановлений служить не могут, поскольку данные доводы не основаны на законе.
Доводы кассационной жалобы о том, что в апелляционном определении содержатся сведения одновременно об отсутствии и присутствии заявителя на судебном заседании суда апелляционной инстанции 22 января 2015 года, следует рассматривать как техническую описку, которая может быть устранена в порядке, предусмотренном ст. 200 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов обеих инстанций и не нуждаются в дополнительной проверке.
Применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При вынесении судебных постановлений существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы принципу правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Васиной Н.С. на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 12 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 января 2015 года по делу по заявлению Васиной Н.С. об обжаловании решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости и об обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.