Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Пачиной Л.Н.,
судей: Тюриной Н.А., Ледовских И.В.,
при секретаре: Медведевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карелина Н.Н. к Управлению социального развития Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе Управления социального развития Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карелин Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления во внеочередном порядке.
В обоснование исковых требований указал, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Тамбова от *** *** он был направлен в ***.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Тамбова от *** *** Карелину Н.Н. постановлено предоставить жилую площадь по окончанию пребывания в детском государственном учреждении.
Согласно постановлению администрации г. Тамбова от *** *** истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди "Дети-сироты и дети и дети, оставшиеся без попечения родителей" с составом семьи один человек.
До *** Карелин Н.Н. находился на полном государственном обеспечении. До момента обращения Карелина Н.Н. в суд жилье ему предоставлено не было.
На основании изложенных обстоятельств Карелин Н.Н. просил суд возложить на администрацию Тамбовской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Определением судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 17 февраля 2015 года к производству суда принято заявление Карелина Н.Н. об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил возложить обязанность по предоставлению жилого помещения на Управление социального развития Тамбовской области.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 24 февраля 2015 года исковые требования Карелина Н.Н. удовлетворены. Суд обязал Управление социального развития Тамбовской области предоставить Карелину Н.Н. с составом семьи один человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее нормы предоставления, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С постановленным решением не согласилось Управление социального развития Тамбовской области и подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об изменении резолютивной части решения Ленинского районного суда г.Тамбова от 24 февраля 2015 года. Отмечает, что Управление социального развития Тамбовской области в соответствии с положениями Федерального закона РФ N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" может однократно предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Однако правовых оснований для заключения договоров социального найма Управление социального развития Тамбовской области не имеет. Кроме того, представитель ответчика полагает, что внеочередное предоставление жилого помещения в данном случае не предусмотрено. На основании указанных доводов представитель Управления социального развития Тамбовской области просит изложить резолютивную часть обжалуемого решения в следующей редакции: "Обязать управление социального развития области предоставить Карелину Н.Н., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированному управлением социального развития области".
Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, выслушав пояснения Карелина Н.Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Карелин Н.Н., *** года рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации г. Тамбова от *** *** принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди "Дети-сироты и дети и дети, оставшиеся без попечения родителей" с составом семьи один человек, до *** находился на полном государственном обеспечении, закрепленного жилья не имеет, жилым помещением не обеспечен.
Для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены гарантии обеспечения жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, согласно которой (в редакции, действовавшей на дату рассмотрения дела) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
На территории Тамбовской области вопросы реализации приведенных положений регулируются Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. N682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановлением администрации Тамбовской области от 23сентября 2013г. N1055 "О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение", содержащими аналогичные вышеприведенным нормы.
В силу статьи 6 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно, в порядке очередности, установленной в части 2 статьи 6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33кв. метров и не более 37кв. метров.
Частью 2 ст. 6.1 указанного Закона определен порядок формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка соответствующих лиц.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, чего не изменяет обстоятельство составления Списка.
Здесь следует отметить, что ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ не устанавливает очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае субъекту Российской Федерации делегированы полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что предполагает установление процедурных правил по формированию списка, но никак не установление очередности лиц, включенных в список.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, на основании вышеизложенных положений в совокупности истец, как лицо, относящее к указанной категории граждан, право которого на предоставление ему жилого помещения возникло до вступления в силу нового правового регулирования, однако жилое помещение которому не предоставлялось, в настоящее время имеет право на внеочередное предоставление компетентным органом - в рассматриваемом случае Управлением социального развития Тамбовской области жилого помещения специализированного жилищного фонда, а не на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом очередность предоставления, вопреки доводам жалобы, не установлена.
Как отражено выше, несмотря на то, что заявление о предоставлении жилья было подано истцом до 01 января 2013 года, при разрешении спорных правоотношений, вопреки выводам суда, подлежат применению вышеприведенные нормы нового правового регулирования. Обязанность по предоставлению истцу социальной поддержки подлежит исполнению в порядке, установленном действующим законодательством. Иные механизмы свое действие утратили. Управление социального развития Тамбовской области не наделено полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом путем заключения договоров социального найма, администрация г. Тамбова не уполномочена обеспечивать жилыми помещениями специальную категорию лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Карелин Н.Н. пояснил, что им заявлено о предоставлении ему жилого помещения на основании договора найма, при этом порядок предоставления, в частности, по договору соцнайма либо найму специализированного жилого помещения ему безразличен. Он просит предоставить жилье по действующим нормам.
При таком положении, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда указанием на возложение на Управление социального развития Тамбовской области обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2015 года изменить.
Обязать Управление социального развития Тамбовской области предоставить Карелину Н.Н., *** года рождения, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления как лицу из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социального развития Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.