Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Нурмухаметовой Р.Р.
Пономаревой Л.Х.
с участием прокурора ФИО11
при секретаре ФИО7
рассмотрела в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Калямовой М.Ш. к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гариповой З.А. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 ноября 2014 года, которым постановлено:
Иск прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах Калямовой М.Ш. к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан о признании бездействие незаконны и обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации городского округа г. Уфа по не предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Калямовой М.Ш. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, но не менее ... кв.м. общей площади.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах Калямовой М.Ш., обратился в суд с иском к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан и просил признать бездействие Администрации ГО г.Уфа по непредставлению Калямовой М.Ш. вне очереди жилого помещения по договору социального найма незаконным и об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Кировского района г. Уфы по обращению Калямовой М.Ш. о нарушении жилищных прав проведена проверка.
В ходе проведения данной проверки установлено, что заключением Межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N ... от дата многоквартирный адрес признан аварийным и подлежащим сносу.
Калямова М.Ш. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма N ... от дата расположенного по адресу: РБ, адрес.
Распоряжением главы Администрации Кировского района ГО г.Уфа РБ дата N ... Калямова М.Ш. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как малоимущая.
В дата года Калямова М.Ш. обратилась в Администрацию Кировского района ГО г.Уфы РБ с просьбой о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Однако, согласно ответу Администрации Кировского района ГО г.Уфы РБ от дата (письмо N ... ) Калямовой М.Ш. отказано во внеочередном предоставлении жилого помещения.
В связи с изложенным, Прокурор Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах Калямовой М.Ш. просил признать бездействие Администрации ГО г.Уфа по непредставлению Калямовой М.Ш. вне очереди жилого помещения по договору социального найма незаконным.
Также просил обязать ФИО5 ГО г.Уфа предоставить вне очереди Калямовой М.Ш. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... в черте г.Уфы.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в точном соответствии с нормами материального права. В силу п. 3 данного же Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и влечет переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
При рассмотрения дела судом первой инстанции не был исследован тот факт, что согласно справки о регистрации из МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа адрес Республики Башкортостан совместно с Калямовой М.Ш. по адресу: адрес зарегистрированы и проживают Мурзаев С.Р., Мурзаева И.М., Мурзаева Э.С. Кроме того, собственником дома является Правительство Республики Башкортостан, а договор социального найма заключен с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. Между тем указанные лица к участию в деле не были привлечены, что является нарушением их процессуальных прав, поскольку оспариваемым решением суда затрагиваются права и законные интересы Мурзаева С.Р., Мурзаевой И.М., Мурзаевой Э.С. и собственника дома.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата апелляционная инстанция перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку данным решением суда затрагиваются права и обязанности Мурзаева С.Р., Мурзаевой И.М., Мурзаевой Э.С. совместно проживающих с Калямовой М.Ш., а также Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, не привлеченных к участию в деле. Одновременно к участию в деле привлечены Мурзаев С.Р., Мурзаева И.М., Мурзаева Э.С., а также Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в качестве третьих лиц.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенное судом нарушение норм процессуального права, в силу п.4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Мурзаев С.Р., Мурзаева И.М., Мурзаева Э.С., представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Кировского района г.Уфы РБ Хабибуллина А.Я. поддержала исковые требования, суду пояснила, что указанный дом признан непригодным для проживания. Бездействие Администрации ГО г.Уфа выражается в длительном непредставлении жилого помещения, даже после обращения в суд с указанным иском вопрос о предоставлении жилья Калямовой М.Ш. не разрешен.
Представитель Калямовой М.Ш. - Алексанян А.К. поддержал исковые требования, суду пояснил, что согласно закону "Об общихпринципах местного самоуправления" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ставятся малоимущие граждане. Согласно статье 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Остальных жильцов в этом доме расселял Фонд жилищного строительства, всвязи с обнаружение на данном земельном участке археологической ценности под названием " ... " расселение жильцов было приостановлено.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.П. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, суду пояснил, что данный дом находится в государственной собственности.
Представитель Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан Гарипова З.А. не признала исковые требования, пояснив, что дом не находится в муниципальной собственности, а обязанность по расселению принадлежит Правительству Республики Башкортостан.
Представитель Администрации Кировского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан Гафарова Р.М. просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что обязанность по расселению должна быть возложена на государство.
Рассматривая, в силу положений части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, настоящее гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции, выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Изложенному корреспондируют и нормы российского законодательства.
Так, ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от дата N 376-О-П, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Согласно ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, в частности, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Данные положения конкретизированы в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
По смыслу ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Как следует из ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
На основании ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, законодателем установлена обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Из материалов дела следует, что Калямова М.Ш. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Из договора социального найма N ... от дата. следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан предоставило в пользование Калямовой М.Ш. жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.
Согласно справки о регистрации от дата. N ... в адрес зарегистрированы: Калямова М.Ш., Мурзаев С.Р., Мурзаева И.Ш., Мурзаева Э.С.
Заключением Межведомственной комиссии Республики Башкортостан по вопросам признания находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N ... от дата многоквартирный адрес признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно справки Территориального участка адрес ГУП БТИ РБ от дата N ... N ... и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата N ... Калямова М.Ш. не имеет объектов недвижимости в собственности.
Распоряжением главы Администрации Кировского района ГО г.Уфа РБ дата N ... Калямова М.Ш. признана малоимущей в целях принятия гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением главы Администрации Кировского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от дата N ... ФИО1 принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Порядковый номер по книге учета ...
Согласно ответа первого заместителя главы Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан ФИО17 номер очередности Калямовой М.Ш. в дата году - ...
Исходя из ответа Администрации Кировского района ГО г.Уфа усматривается, что принято решение о подготовки проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан по признанию жилого дома ... по ул.Пушкина аварийным, однако включение Калямовой М.Ш. в списки граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди возможно только после принятия соответствующего решения (л.д. ... ).
Вместе с тем, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации Кировского района городского округа г. Уфа Калямова М.Ш. состоит дата г., что не оспаривается сторонами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Таким образом, требования прокурора Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения по норме предоставления основаны на неверном толковании норм материального права.
Определяя размер площади предоставляемого жилого помещения, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N ... "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 376-О-П, от дата N 1367-О-О и N 1368-О-О, от дата N 1548-О-О, от дата N 330-О-О и N 331-О-О, от дата N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Как указывалось выше, обязанность предоставить истцам жилое помещение возложена на ответчика в связи с невозможностью проживания в аварийном доме, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя, в данном случае, было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из материалов дела усматривается, что изначально истцу было предоставлено жилое помещение площадью ... указанное обстоятельство подтверждается техническим паспортом жилого помещения. Доказательств, предоставления истцу жилого помещения иной площадью суду не представлено.
На основании изложенного, судебная коллегия исходит из необходимости предоставления истцу благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее ... кв.м.
Доводы стороны ответчика об отсутствии распоряжения Правительства Республики Башкортостан о порядке и сроках расселения данного дома, не могут приняты как состоятельные, поскольку согласно разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Из представленного в суд заключения Межведомственной комиссии, технического паспорта жилого дома следует, что дом не пригоден к проживанию, находится в аварийном состоянии.
Доказательств о включении дома по адрес в Адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда суду не представлено.
Довод ответчика о необходимости возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма на Правительство Республики Башкортостан судебная коллегия полагает несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Калямова М.Ш., признанная в установленном порядке малоимущей и состоящая на учете в органе местного самоуправления как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, должна быть обеспечена жилым помещением именно ответчиком- администрацией городского округа г. Уфа.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Кировского района г. Уфы пояснила, что в дата году администрации городского округа г. Уфа было известно о принятии Калямовой М.Ш. на учет для улучшения жилищных условий и о непригодности к проживанию адрес. Данное обстоятельство подтверждается находящейся в учетном деле перепиской между администрацией городского округа г. Уфа и начальником государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан.
Следовательно, еще в дата году администрации городского округа г. Уфа было известно о проживании Калямовой М.Ш. в доме, признанном не пригодным к проживанию. Получив иск прокурора, заявленный в интересах Калямовой М.Ш., ответчик продолжал бездействие, не решил вопрос о предоставлении истцу жилья по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 ноября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск Прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах Калямовой М.Ш. к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан о признании бездействие незаконным и обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации городского округа г. Уфа по не предоставлению Калямовой М.Ш. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Калямовой М.Ш. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: РБ, адрес, общей площадью ... кв.м.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Нурмухаметова Р.Р.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.