Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Процкой Т.В.
и судей краевого суда Кожиной Е.А., Кузнецовой О.А.
при секретаре Дамдиновой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 18 марта 2015 года дело по иску Новиковой Л. Н. к Жбановой А. А., администрации сельского поселения "Дульдурга", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании недействительными оснований для регистрации прав, признании недействительными зарегистрированных прав, исключении записи о регистрации прав из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
по апелляционной жалобе представителя истца Новиковой Л.Н. Гантимуровой В.А.
на решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 3 декабря 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Новиковой Л. Н. к Жбановой А. А., администрации сельского поселения "Дульдурга", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании недействительными оснований для регистрации прав, признании недействительными зарегистрированных прав, исключении записи о регистрации прав из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи краевого суда Процкой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Согласно Постановлению Главы муниципального района "Дульдургинский район" от 30 июня 2008 года ей, был бесплатно предоставлен в собственность земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства. Данным земельным участком она пользовалась, на него у неё имеется землеустроительное дело, кадастровый паспорт земельного участка от "Дата" N N. В августе 2014 года она случайно узнала, что её участок отдали гражданке Жбановой А.А., она сделала на него другой кадастровый паспорт и оформила её земельный участок в свою собственность. Просила суд признать недействительными основания для регистрации права собственности Жбановой А. А. на объект недвижимости (земельный участок), расположенный по адресу: "адрес". Признать недействительными зарегистрированные права собственности Жбановой А. А. на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес". Исключить запись о регистрации прав собственности Жбановой А. А. на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", из ЕГРП.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 56-64).
В апелляционной жалобе представитель истца Новиковой Л.Н. Гантимурова В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что спорный земельный участок был предоставлен истцу в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, в 2009 году Новикова Л.Н. сделала на земельный участок кадастровый паспорт, согласно выписке из похозяйственной книги от "Дата" у истца имеется право на спорный земельный участок. Ссылается на п.3 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в соответствии с которым оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пользование, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (л.д. 71-72).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального района "Дульдургинский район" Жамбалов Б.Ж. просит заявленные требования и апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции ответчик Жбанова А.А., представители ответчиков администрации сельского поселения "Дульдурга", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, муниципального района "Дульдургинский район" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Новиковой Л.Н., её представителя Климовой Н.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены указанные нарушения, выразившиеся в следующем.
По смыслу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, влечет отмену судебного акта.
Как усматривается из искового заявления, Новикова Л.Н. оспаривает Постановление администрации муниципального района "Дульдургинский район" N738-П от 12 декабря 2013 года о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка Жбановой А.А., однако судом администрация муниципального района "Дульдургинский район" к участию в деле не привлекалась.
Указанные выше обстоятельства, послужили поводом к вынесению 25.02.2015 г. судебной коллегией определения о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, с привлечением в качестве ответчика по делу администрации муниципального района "Дульдургинский район".
Как следует из материалов дела, Постановлением главы муниципального района "Дульдургинский район" N от "Дата" Новиковой Л.Н. предоставлен в собственность земельный участок площадью 1530 кв.м., относящийся к категории -"земли населенных пунктов", расположенный по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства.
Границы, местоположение указанного земельного участка определены, проведено межевание и земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера N, о чем внесены сведения в государственный кадастр недвижимости "Дата" (л.д.10-11).
"Дата" на основании личного заявления Жбановой А.А. П. администрации муниципального района "Дульдургинский район" предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м., относящийся к категории земель - "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Право собственности Жбановой А.А. на указанный земельный участок зарегистрировано "Дата" г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.50).
При этом, сторонами не оспаривалось, что Жбановой А.А. предоставлен земельный участок, который был ранее предоставлен Новиковой Л.Н., в тех же границах, той же площадью.
Отказывая в удовлетворении требований Новиковой Л.Н., суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств наличия правоустанавливающего документа на спорный земельный участок, кроме того, факт использования участка не порождает право собственности на него.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с пп. 3, 15 п. 1 и п. 2 ст. 15 названного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории. Также органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 Земельного кодекса РФ, в редакции, на дату принятия оспариваемого постановления).
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, на дату принятия оспариваемого постановления) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.
При таком положении, администрация сельского поселения "Дульдурга" не может быть ответчиком по данному делу, поскольку не имеет полномочий по распоряжению земельными участками.
Как установлено статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно ст.34 ЗК РФ (в редакции, на дату принятия оспариваемого постановления) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу п.3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
Поскольку нормами Земельного кодекса Российской Федерации не определено понятие отказа от права собственности на земельный участок как основания прекращения права собственности, в данном случае применимы общие нормы гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Исходя из смысла названной нормы, отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.
Согласно абзацу 2 статьи 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
С учетом положений пункта 1 статьи 16, пункта 3 статьи 18, пункта 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при отказе гражданина или юридического лица от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой участок становится муниципальной собственностью.
Кроме того, из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
Основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 284 и 285 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Земельный участок также может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.
В соответствии со ст. 286 ЗК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством (ч.1). Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов (ч. 2). Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд (ч. 3).
Как следует из материалов дела, истец Новикова Л.Н. от права собственности на земельный участок не отказывалась, использовала земельный участок в соответствии с разрешенным использованием, что не оспорено ответчиками.
При этом, право собственности Новиковой Л.Н. на земельный участок не было прекращено и право собственности на сформированный земельный участок за муниципальным образованием не регистрировалось, земельный участок у Новиковой Л.Н. не был изъят для государственных или муниципальных нужд, не был изъят и в связи с использованием его не в соответствии с его целевым назначением либо с нарушением законодательства. Доказательств, что Новикова Л.Н. использовала спорный земельный участок не по целевому назначению, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание обстоятельства дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что администрация муниципального района "Дульдургинский район" распорядилась земельным участком, переданным Новиковой Л.Н. на праве собственности.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что законом не установлено сроков регистрации права собственности на земельный участок.
Следовательно, отсутствие зарегистрированного права собственности на земельный участок у Новиковой Л.Н. не является основанием для предоставления принадлежащего ей земельного участка в собственность иному лицу.
При таком положении, нельзя признать законным Постановление администрации муниципального района "Дульдургинский район" N738-П от "Дата" о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка Жбановой А. А. с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м., относящегося к категории земель - "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Новиковой Л.Н. о признании указанного П. недействительным.
Поскольку Новикова Л.Н. оспаривала право собственности Жбановой А.А., не оспаривая законность действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, которое, как считает судебная коллегия, не является ответчиком по данному делу, принимая во внимание, что П. администрации муниципального района "Дульдургинский район" N738-П от "Дата" явилось основанием для регистрации права собственности Жбановой А.А. на спорный земельный участок и оно признано недействительным, имеются основания для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Доводы представителя администрации муниципального района "Дульдургинский район" в возражениях на апелляционную жалобу, что сведения о земельном участке, предоставленном Новиковой Л.Н. были аннулированы в государственном кадастре недвижимости, несостоятельны.
В соответствии с ч.4 ст.24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Однако, как следует из кадастрового паспорта на земельный участок "данные изъяты" от "Дата" г, от "Дата" (л.д.10-11,49), сведения о спорном участке внесены в государственный кадастр недвижимости в 2008 году (площадь участка, кадастровый номер, координаты поворотных точек) и не изменялись. Кроме того, органом кадастрового учета документы Новиковой Л.Н. в связи с аннулированием сведений не возвращались, что опровергает доводы об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 3 декабря 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Новиковой Л. Н. к Жбановой А. А., администрации муниципального района "Дульдургинский район" о признании недействительными оснований для регистрации прав, признании недействительными зарегистрированных прав, исключении записи о регистрации прав из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним удовлетворить.
Признать недействительным Постановление администрации муниципального района "Дульдургинский район" N738-П от "Дата" о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка Жбановой А. А. с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м., относящегося к категории земель - "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Председательствующий: Процкая Т.В.
Судьи: Кожина Е.А.
Кузнецова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.