Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Шигаповой СВ.,
судей: Смолина А.А., Жукова А.А.,
при секретаре Парневовой Н.В.,
с участием прокурора Малышевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромСитиСтрой" на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 19 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромСитиСтрой" об оспаривании нормативного правового акта,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромСитиСтрой" (далее по тексту ООО "ПромСитиСтрой") обратилось в суд с заявлением, с учетом изменений, о признании недействующим со дня принятия решение Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 29 декабря 2011 года N 242 "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" в части установления значения коэффициента К2 для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Травниковского сельского поселения.
В обоснование заявления указано, что пунктом 1 решения Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Челябинской области от 29 декабря 2011 года N 242 "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" установлены значения коэффициентов Kl, К2, КЗ. В приложении N 2 значение коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка на территории Чебаркульского муниципального района, применяемого для определения размера арендной платы, в отношении земельных участков, расположенных в границах
населенных пунктов Травниковского сельского поселения, установлено в размере "10". ООО "ПромСитиСтрой" является арендатором земельного участка, расположенного в Чебаркульском районе в 20 метрах на северо-запад от д.Малково, включенного в Травниковское сельское поселение. Расчет арендной платы произведен с применением коэффициента К2 со значением "10". Согласно приложению N 2 к решению Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района, которое действовало до принятия оспариваемого решения, такой коэффициент имел значение "2,5". Оспариваемым решением коэффициент был поднят в 4 раза. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. К ним отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которым отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Доказательства доходности сданного в аренду земельного участка отсутствуют. Заявитель полагает, что Решение в части установления этого коэффициента нарушает его права и свободы.
Представитель заявителя ООО "ПромСитиСтрой"- Матвеев А.Б. в судебном заседании заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.
Старший помощник прокурора Чебаркульского городского округа Ведерников С.А. в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными.
Представитель Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Безднина Ю.И. заявление посчитала необоснованным.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ООО "ПромСитиСтрой" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной и муниципальной собственности, является экономическая обоснованность, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка. Между тем доказательств увеличения доходности сданного в аренду земельного участка вообще и в четыре раза материалы дела не содержат. В представленном в материалы дела экономическом обосновании не указаны критерии доходности, ни расчеты такой доходности, ни вывод о том, что доходность земельного участка увеличилась, а также кратность такого увеличения. Считает, что повышение коэффициента обоснованно не повышением доходности земельного участка, а недопущением снижения
доходов муниципального района. Обоснования повышения оспариваемой ставки до 10 раз в экономическом обосновании нет. Полагает, что увеличение доходности земельных участков при принятии спорного решения не исследовалось. Пояснительная записка к экономическому обоснованию содержит указание на увеличение доходности одного из крупнейшего сельскохозяйственного предприятия, между тем, для изменения коэффициента значение имеет не изменение доходности арендатора, а увеличение доходности земельного участка. Считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого решения в части коэффициента К2 требованиям Постановления Правительства от 16 июля 2009 года N 582.
Представитель ООО "ПромСитиСтрой" Королев П.С. в суде апелляционной инстанции жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней.
В суде апелляционной инстанции прокурор Малышева О.П. возражала против удовлетворения жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района Челябинской области в заседании суда апелляционной инстанции участия не принял при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 29 декабря 2011 года состоялось 21-е заседание Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района четвертого созыва, на заседании присутствовало 19 депутатов из числа депутатов, установленного для работы Собрания депутатов: 24 депутата.
По вопросу повестки дня "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" депутаты голосовали единогласно. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом Собрания (л.д. 159-163).
По результатам заседания 29 декабря 2011 года Собранием депутатов Чебаркульскогго муниципального района принято решение N 242 "Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района" (л.д. 97-101).
Приложением N 2 к данному решению установлено значение коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка на территории Чебаркульского муниципального района, применяемые для определения размера арендной платы, в частности, установлено значение коэффициента К2 для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов Травниковского сельского поселения в размере "10".
Согласно справке Главы Чебаркульского муниципального района решение Собрания депутатов опубликовано путем размещения на сайте Администрации Чебаркульского муниципального района: www.ch-adm.ru в разделе "Собрание депутатов", вкладка "Решения собрания" 29 декабря 2011 года (л.д. 147).
Из представленных материалов следует, что на основании договора N **** от 27 сентября 2005 года, с учетом последующего дополнительного соглашения (л.д. 19), Чебаркульским муниципальным районом ООО "ВИКС" предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: ****, из земель сельскохозяйственного назначения, для производственных целей, общей площадью **** кв.м, кадастровый номер **** (л.д.15-18).
На основании договора купли-продажи от 29 августа 2013 года, зарегистрированного в Управлении Росреестра по Челябинской области 11 октября 2013 года ООО "ПромСитиСтрой" является собственником объекта незавершенного строительства- пятиэтажного 65-квартирного жилого дома N**** в составе жилого комплекса "Видово"; объекта незавершенного строительства- пятиэтажного 65-квартирного жилого дома N**** в составе жилого комплекса "Видово", права аренды земельного участка, расположенного по адресу: ****, общей площадью **** кв.м, кадастровый номер **** (л.д. 126-127).
Разрешая заявленные ООО "ПромСитиСтрой" требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения Собрания депутатов, решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, опубликовано в соответствии с Уставом муниципального образования, а установленный коэффициент К2 соответствует предельно возможному значению коэффициента, установленному законом Челябинской области.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ представительные органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Челябинской области N 257-30 от 24 апреля 2008 года "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее Закон области N257-30) установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - арендная плата), определяется по формуле: Ап = Скад х Сап /100 % х Kl х К2 х КЗ, где: Ап - размер арендной платы; Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; Сап - ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах); К1 -коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора; К2 коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе; КЗ - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Ставки арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка предусмотрены п.2 ст.1 Закона области N257-30.
В силу ст. 7 Закона области N257-30, значения коэффициента К2 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района.
Таким образом, установив, что установленный коэффициент К2 соответствует предельно возможному значению коэффициента, установленному законом Челябинской области, Советом депутатов Чебаркульского муниципального района правомерно принято оспариваемое решение.
Доводы жалобы, сводящиеся к оспариванию экономического обоснования установления коэффициентов, со ссылкой на экономически необоснованное разовое увеличение коэффициента К2 не влекут отмену правильного решения суда.
В соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 16 июля 2009 года N 582 утвердило: основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с этим Постановлением одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указан принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
В представленном суду экономическом обосновании установления коэффициентов Kl, К2, КЗ при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебаркульского муниципального района в 2012 году, от 20 декабря 2011 года указано, что для расчета арендной платы применяется коэффициент К2 - коэффициент местоположения, который характеризует увеличение арендной платы за счет совместного влияния на повышение коммерческой привлекательности земельного участка основных магистралей и локальных центров, влияющих на коммерческую привлекательность земель Чебаркульского муниципального района.
В соответствии с принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере,
X.
соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, с учетом применения понижающих значений коэффициента К1, в целях недопущения снижения доходов Чебаркульского района от арендной платы за землю предлагается повысить значение коэффициента К2 (л.д. 112).
В соответствии с принципом комплексного подхода к изменению коэффициентов с учетом увеличения кадастровой стоимости земли, в целях недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей, с учетом применения для расчета арендной платы понижающих значений коэффициента К1 и повышающих значений коэффициента К2, предлагается установить понижающее значение коэффициента КЗ.
Судом установлено, что в экономическом обосновании приводится сравнительный анализ арендной платы за землю по основным видам деятельности за 2011 год и за 2012 года (с учетом рекомендуемых коэффициентов), также приводится анализ влияния рекомендуемых значений коэффициентов Kl, К2, КЗ на базовую ставку арендной платы и на размер арендной платы на 2012 год в сравнении с арендной платой в 2009-2011 годах.
Принимая во внимание изложенное выше, учитывая, что заявителем не представлено доказательств ухудшения экономического состояния в связи с повышением коэффициента, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение Совета депутатов принято экономически обоснованно, на основе анализа оценочных характеристик земельных участков, многостороннего анализа факторов, влияющих на размер арендной платы.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, постановленное решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная
коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромСитиСтрой" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.