Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.,
судей Вершинина А.В. и Рудь Т.Н.
при секретаре Захаровой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 20 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе председателя МК ППО ОАО "СЗСМ" Профсоюза "Щит" СОЦПРОФ Андриякина В.Н. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 января 2015 года, которым постановлено:
"заявление Открытого акционерного общества "Северодвинский завод строительных материалов" о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от ДД.ММ.ГГГГ, без номера, удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от ДД.ММ.ГГГГ, без номера, выданное генеральному директору Открытого акционерного общества "Северодвинский завод строительных материалов" Супакову Ю.Н.".
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Северодвинский завод строительных материалов" (далее - ОАО "СЗСМ") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее - Гострудинспекция) от ДД.ММ.ГГГГ без номера.
В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ на имя генерального директора ОАО "СЗСМ" поступила факсимильная копия указанного предписания, которое содержит требование соблюдать "Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы" от 11 октября 2013 года в соответствии со ст. 48 ТК РФ в связи с нарушением работодателем процедуры отказа присоединения к Соглашению, выразившимся в проведении консультаций с неуполномоченным представителем трудового коллектива. Считает предписание незаконным, поскольку в соответствии со ст. 48 ТК РФ направил в уполномоченный орган исполнительной власти мотивированный письменный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению с приложением протоколов консультаций с двумя первичными профсоюзными организациями, объединяющими работников предприятия (Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов ОАО "СЗСМ", профсоюз "Щит" СОЦПРОФ ОАО "СЗСМ"). Обязанность организовывать избрание представительного органа работников законом на работодателя не возложена. Предписание вынесено с нарушением установленных сроков и направлено заявителю ненадлежащим способом.
Представитель заявителя Васильева Е.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель Гострудинспекции Панков В.Н. в судебном заседании с заявлением не согласился.
Представитель первичной организации Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов ОАО "СЗСМ" Воробей П.Ф. в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель первичной организации профсоюза "ЩИТ" СОЦПРОФ ОАО "СЗСМ" Андриякин В.Н. в судебном заседании оспариваемое предписание полагал законным и обоснованным.
Главный государственный инспектор труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Харченко А.В., представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Общероссийского межотраслевого объединения работодателей "Российский союз строителей", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился председатель МК ППО ОАО "СЗСМ" Профсоюза "Щит" СОЦПРОФ Андриякин В.Н.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, отказав ОАО "СЗСМ" в удовлетворении заявленных требований. Суд не учел, что ППО Профсоюза "Щит" неоднократно направляла работодателю заявления о сборе не только общего собрания работников, но и о вступлении в социальное партнерство. Но работодатель всячески препятствовал любым инициативам ППО Профсоюза "Щит", что является незаконным. Не согласен с выводом суда о том, что заявителем соблюдена установленная законом процедура отказа от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы. Сведения о количественном составе профсоюзных организаций, действующих на предприятии, у выборных органов соответствующих первичных организаций ни судом, ни работодателем или его представителем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не запрашивались. Полагает, что ППО ОАО "СЗСМ" не легитимна и действует в ОАО "СЗСМ" в нарушение законодательства РФ. Письмом Минтруда России от 21 апреля 2014 года N 14/4/10/В-2216 работодателям отрасли было предложено присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, которое в соответствии со ст. 48 ТК РФ было опубликовано в "Российской газете" 30 апреля 2014 года N 6370. С этой даты для работодателей, не пожелавших присоединиться к Соглашению, начинается течение 30-дневного срока. Ссылка суда о проведении консультаций ДД.ММ.ГГГГ N, N незаконна, поскольку вопрос о присоединении или отказе от присоединения к Соглашению на данных совещаниях не стоял, в совещаниях участвовал только председатель МК ППО Профсоюза "Щит" СОЦПРОФ. В протоколе производственного совещания от ДД.ММ.ГГГГ N результаты голосования были внесены позже. В действительности никакого голосования не было, о чем председателем внесена запись в протокол. В удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетелей членов Местного комитета, присутствовавших на данном производственном совещании, судом необоснованно отказано. Таким образом, предусмотренная трудовым законодательством процедура работодателем не соблюдена.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "СЗСМ" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения председателя МК ППО ОАО "СЗСМ" Профсоюза "Щит" СОЦПРОФ Андриякина В.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ОАО "СЗСМ" Васильевой Е.М., не согласившейся с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения (приказа) руководителя Гострудинспекции от ДД.ММ.ГГГГ N проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "СЗСМ".
По результатам проверки ОАО "СЗСМ" ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание N, которым на общество возложены обязанности: провести информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ч. 2 ст. 212 ТК РФ) (п. 1); соблюдать положения статей 37, 48 ТК РФ при проведении процедуры отказа от присоединения к соглашению (п. 2).
В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что ОАО "СЗСМ" не предоставлено доказательств того, что ряд лиц, уплачивающих профсоюзные взносы, действительно состоят в профсоюзе, а так же уполномочивают председателя профсоюзной организации доверенностью, в том числе на проведение коллективных переговоров. Директором ОАО "СЗСМ" не проведено общее собрание работников предприятия для выбора представителя или наделения одного из профсоюзов правами по ведению коллективных переговоров.
В дополнение к указанному предписанию ОАО "СЗСМ" ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание без номера, которым на общество возложена обязанность в связи с нарушением процедуры отказа от присоединения к Соглашению, выразившемся в проведении консультации с неуполномоченным представителем трудового коллектива, соблюдать требования "Федерального отраслевого соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы" от 11.10.2013 в соответствии со ст. 48 ТК РФ (п. 1).
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что заявителем соблюдена установленная законом процедура отказа в присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна.
На федеральном уровне между Минрегионом России, Общероссийским межотраслевым объединением работодателей "Российский Союз строителей" и Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации 11 октября 2013 года заключено Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы.
В соответствии со ст. 45 ТК РФ под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В силу ст. 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, согласно которому после опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Минтруд России письмом от 21 апреля 2014 года N 14-4/10/В-2216 в соответствии с ч. 7 ст. 48 ТК РФ предложил работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Судом установлено, что на ОАО "СЗСМ" действуют две первичные профсоюзные организации: первичная профсоюзная организация ОАО "СЗСМ" Профсоюза "Щит" СОЦПРОФ и первичная профсоюзная организация ОАО "СЗСМ" профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.
Согласно ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Представителями работников в социальном партнерстве в соответствии со ст. 29 ТК РФ являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем (ст. 30 ТК РФ).
В силу ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при среднесписочной численности работников ОАО "СЗСМ" "данные изъяты" человек в общественной профсоюзной организации "Щит" состояло "данные изъяты" работников, в ППО ОАО "СЗСМ" профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации - "данные изъяты" работников, что составляло более 50 % работников общества.
В соответствии с требованиями ст. 48 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ ОАО "СЗСМ" начало консультации с действующими на предприятии первичными профсоюзными организациями.
По результатам консультаций с первичной профсоюзной организацией ОАО "СЗСМ" Профсоюза "Щит" СОЦПРОФ составлены протоколы консультаций от ДД.ММ.ГГГГ N N, от ДД.ММ.ГГГГ N; с первичной профсоюзной организацией ОАО "СЗСМ" профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации - протокол консультаций от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть в предусмотренный ст. 48 ТК РФ срок, ОАО "СЗСМ" направило в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы от ДД.ММ.ГГГГ N, к которому приложены протоколы консультаций с действующими на предприятии первичными профсоюзными организациями.
При таких обстоятельствах, установив, что ОАО "СЗСМ" соблюдена установленная законом процедура отказа в присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, суд пришел к верному выводу об отсутствии у Гострудинспекции оснований для вынесения оспариваемого предписания.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, ошибочному толкованию норм материального права и не влекут отмену решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, нарушений процессуального закона не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя МК ППО ОАО "СЗСМ" Профсоюза "Щит" СОЦПРОФ Андриякина В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Судьи А.В.Вершинин
Т.Н.Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.