Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
при секретаре Донгак Н.Ю.
с участием прокурора Чадамба Д.О., представителей Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Р. Председателя Правительства - Главы Республики Тыва Е. действующих на основании доверенностей, третьего лица на стороне заявителя - исполняющего обязанности руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Е. рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании закона Республики Тыва от 15 октября 2012 года N 1524 ВХ-1 (в ред. от 08.01.2015) "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Тыва обратился в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части закона Республики Тыва от 15 октября 2015 года N1524 ВХ-1 "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва", принятого Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 21 сентября 2012 года, подписанного Главой Республики Тыва 15.10.2012 года, опубликованного в издании "Нормативные акты Республики Тыва" N 41 13 ноября 2012 года, обосновывая требования следующим.
Законом "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" от 08.01.2015 года N45-ЗРТ (опубликован в газете "Тувинская правда" 15.01.2015г.) действующий Закон от 15.10.2012г. дополнен статьей 10. 1 "Организация закупок лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов, ремонта и технического обслуживания медицинской техники в Республике Тыва", которой установлено следующее:
"1. В целях обеспечения медицинских организаций Республики Тыва лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими препаратами, а также ремонта и технического обслуживания медицинской техники государственное учреждение либо государственное унитарное предприятие, подведомственное органу исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья, осуществляет в качестве единственного поставщика (исполнителя) полномочия:
оказания услуг по обеспечению уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья, медицинских организаций Республики Тыва, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими препаратами, а также по их хранению и доставке;
оказания услуг по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания граждан, имеющих право на безвозмездное обеспечение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и средств, выделяемых из федерального бюджета в целях реализации федеральных программ, по хранению и доставке указанных средств и изделий;
оказания услуг и работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники для медицинских организаций Республики Тыва, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
4) по хранению и доставке в медицинские организации Республики Тыва лекарственных средств, медицинских изделий и иммунобиологических препаратов, поступающих в Республику Тыва за счет средств федерального бюджета в целях реализации федеральных программ.
2. Государственное учреждение либо государственное унитарное предприятие, осуществляющие полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Республики Тыва".
Приведенная норма противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 3 статьи 2 которого определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Часть 5 статьи 24 Федерального N 44-ФЗ определяет, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Как предусмотрено частью 21 статьи 27 Федерального закона, участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом. Закупки заказчик во всех случаях осуществляет путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего федерального закона.
Пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона предусматривается, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поставка лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов не является работой или услугой, которые могут быть получены у единственного поставщика, тем более что на территории Республики Тыва производители названных товаров отсутствуют.
Закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика возможна только в случае, установленном пунктом 28 части 1 статьи 93 ФЗ N44 - если эти препараты предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. Пунктом 8 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрена возможность закупки услуги по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Иных исключений в части возможности закупки лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов, услуг по ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники у единственного поставщика названный федеральный закон не содержит.
Определение единственного поставщика, введенное оспариваемой нормой Закона Республики Тыва "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" необоснованно ограничивает круг поставщиков (исполнителей) при том, что он может быть ограничен только в случаях, предусмотренных Федеральным законом N44-ФЗ.
Оспариваемая норма противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" которой установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов, органам или организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления действий, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Поскольку применение оспариваемой нормы закона нарушает интересы Российской Федерации в силу противоречия федеральному законодательству, она должна быть признана недействующей, о чем прокурор и просит.
Определением Верховного Суда Республики Тыва от 31 марта 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне заявителя привлечено Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва.
В судебном заседании прокурор И. поддержала заявление по изложенным в нем доводам, в частности просила учесть, что пунктом 6 части 1 статьи 93 федерального закона N44-ФЗ предусматривается возможность осуществлять только закупку работ или услуг, а не поставку товаров, к каковым относятся лекарственные средства, медицинские изделия и т.д., просила заявление удовлетворить, признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей статью 10. 1 закона Республики Тыва от 15.10.2012 N 1524 "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва", обязать заинтересованное лицо после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в средствах массовой информации.
Исполняющий обязанности руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Е. поддержал заявление прокурора Республики Тыва, считает его подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемая норма Закона Республики Тыва "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" противоречит действующему федеральному законодательству о контрактной системе закупок, что следует из буквального толкования пункта 6 части 1 статьи 93 названного закона; части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", поскольку создает (может создать) преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта, определенной организационно-правовой формы, и тем самым оспариваемая норма закона препятствует осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур, и в случае признания победителями - оказывать соответствующие услуги на рынке фармацевтических и медицинских услуг.
Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Р. действующая на основании доверенности, требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что закон "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" и оспариваемая статья 10. 1 Закона приняты с соблюдением всех процедур принятия закона, а также в соответствии с пунктом 6 части статьи 93 федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающим возможность определения единственного поставщика законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Представитель Главы Республики Тыва - Председателя Правительства Республики Тыва Е. действующая на основании доверенности, также не признала заявленные требования, просила в удовлетворении заявления прокурора отказать по тем основаниям, что оспариваемая норма закона принята в пределах компетенции Верховного Хурала Республики Тыва в соответствии с положениями федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", во исполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования и обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в целях реализации права субъекта Российской Федерации, установленного пунктом 6 части 1 статьи 93 закона о контрактной системе.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд в силу части 3 статьи 246 ГПК РФ не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Закон Республики Тыва от 15 октября 2015 года N1524 ВХ-1 "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 21 сентября 2012 года, подписан Главой Республики Тыва 15.10.2012 года, опубликован в издании "Нормативные акты Республики Тыва" 13 ноября 2012 года за N 41 (приложение к газете "Тувинская правда", л.д. 14).
Законом "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" от 08.01.2015 года N45-ЗРТ (опубликован в газете Тувинская правда 15.01.2015г N3 (17609, л.д. 21) действующий Закон от 15.10.2012 года дополнен статьей 10. 1 "Организация закупок лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов, ремонта и технического обслуживания медицинской техники в Республике Тыва", которой установлено следующее:
"1. В целях обеспечения медицинских организаций Республики Тыва лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими препаратами, а также ремонта и технического обслуживания медицинской техники государственное учреждение либо государственное унитарное предприятие, подведомственное органу исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья, осуществляет в качестве единственного поставщика (исполнителя) полномочия:
оказания услуг по обеспечению уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья, медицинских организаций Республики Тыва, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими препаратами, а также по их хранению и доставке;
оказания услуг по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания граждан, имеющих право на безвозмездное обеспечение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и средств, выделяемых из федерального бюджета в целях реализации федеральных программ, по хранению и доставке указанных средств и изделий;
оказания услуг и работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники для медицинских организаций Республики Тыва, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
4) по хранению и доставке в медицинские организации Республики Тыва лекарственных средств, медицинских изделий и иммунобиологических препаратов, поступающих в Республику Тыва за счет средств федерального бюджета в целях реализации федеральных программ.
2. Государственное учреждение либо государственное унитарное предприятие, осуществляющие полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Республики Тыва".
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (федеральный закон N 44-ФЗ) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 24 вышеназванного федерального закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 21 статьи 27 названного федерального закона участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Частью 2 статьи 48 федерального закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84, 93 настоящего федерального закона.
Пунктом 6 части 1 статьи 93 федерального закона N 44-ФЗ "предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из буквального и системного толкования положений названного федерального закона и приведенного пункта части 1 статьи 93 закона следует, что закупка работ и услуг, а также товаров функционально разделена на закупку товаров, работ и услуг, вследствие чего закупка у единственного поставщика работ и услуг может осуществляться только органом исполнительной власти либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, который в силу возложенных на него полномочий осуществляет эти работы или оказывает услуги.
Исходя из изложенного, закупка и последующая поставка товаров, к каковым относятся лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания, средства для дезинфекции, иммунобиологические препараты, не является работой или услугой, которые могут быть получены у единственного поставщика.
Закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика возможна только в случае, установленном пунктом 28 части 1 статьи 93 федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика осуществляется, если эти препараты предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, жизненные показания) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам.
Пунктом 8 части 1 статьи 93 федерального закона N44-ФЗ также предусмотрена возможность закупки услуги по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Нормы названного федерального закона не содержат иных исключений в части возможности закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов, услуг по ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники у единственного поставщика.
Таким образом, поскольку положения федерального закона N 44-ФЗ разделяют закупку товаров, и закупку работ и услуг, постольку установление оспариваемой статьей 10. 1 Закона Республики Тыва "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" от 15.10.2012 N 1524 ВХ-1 организации закупок лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов, услуг по ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники у единственного поставщика (исполнителя) - государственного учреждения либо государственного унитарного предприятия, подведомственного органу исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья, противоречит вышеприведенным нормам федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", ограничивает круг поставщиков (исполнителей), принимая во внимание, что в Республике Тыва не осуществляется производство лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов.
Согласно части 1 статьи 15 федерального закона от 21.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов, органам и организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления действий, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Установление оспариваемым законом Республики Тыва в качестве единственного поставщика организации закупок лекарственных средств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических препаратов, ремонта и технического обслуживания медицинской техники создает (может создать) преимущественные условия деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы, и тем самым препятствует осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, способных конкурировать с ним, участвовать в конкурсе, заключить государственный контракт на поставку указанных товаров и оказание фармацевтической и медицинской помощи.
Исходя из изложенного, суд не находит возможным признать обоснованными возражения представителей органов государственной власти Республики Тыва о том, что оспариваемая норма закона Республики Тыва введена в целях реализации права субъекта Российской Федерации на принятие нормативного правового акта об определении государственного унитарного предприятия в качестве единственного поставщика в силу пункта 6 части 1 статьи 93 федерального закона N 44-ФЗ. Кроме того, позиция заинтересованных лиц основана на неправильном толковании норм материального права.
В силу приведенных доводов и положений части 2 статьи 253 ГПК РФ суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 10. 1 Закона Республики Тыва от 15.10.2012 N 1524 ВХ-1 "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения в законную силу статью 10. 1 Закона Республики Тыва от 15 октября 2012 года N1524 ВХ-1 (в редакции закона от 08.01.2015) "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва".
Обязать Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва опубликовать сообщение о принятом решении после его вступления в законную силу в газете "Тувинская правда".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2015 года.
Председательствующий А.А. Салчак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.