Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гулян Р.Ф.
судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Князевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах Тренкеншу К. В., к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилой площадью,
по апелляционной жалобе Комитета строительства Волгоградской области,
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 13 февраля 2015 года, которым исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах Тренкеншу К. В., удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Тренкеншу К.В. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилой площадью.
В обоснование заявленных требований указал, что Тренкеншу К.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей и, согласно действующему законодательству она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
По данному вопросу в сентябре 2013 года Тренкеншу К.В. письменно обращалась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства "адрес". Из ответа министерства за N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ следовало, что жилое помещение ей должно быть предоставлено в 2013 году. Однако, до настоящего времени ответчиком не предпринято мер по обеспечению Тренкеншу К.В. жилым помещением.
В связи с чем, просил суд обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Тренкеншу К.В. жилое помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет строительства Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе Волгоградской областной прокуратуры Мамину Н.Л., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, действовавшей в редакции до 1 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области".
Исходя из положений п. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N 5-ОД, настоящий закон введен в действие с 19 февраля 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 N 5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тренкеншу К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на неё распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Волгоградской области от 5 февраля 2013 N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области".
Постановлением администрации городского округа города Фролово Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Тренкеншу К.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Тренкеншу К.В. обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области с заявлением, в котором просила сообщить дату предоставления жилого помещения.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что по имеющейся в Министерстве информации, предоставленной Министерством образования и науки Волгоградской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Тренкеншу К.В. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 году и значится под номером N " ... ".
Истец жилья, пригодного для проживания, не имеет, нуждается в предоставлении жилого помещения, и в настоящее время не обеспечена каким-либо жильем.
Стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Тренкеншу К.В. обязательств по обеспечению жильем представлено не было.
С учетом приведенных норм материального права и установленных обстоятельств, суд первой инстанции правильно исходил из того, что не предоставление Тренкеншу К.В. жилого помещения нарушает её конституционное право на предоставление жилья и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и, возложил на Комитет строительства Волгоградской области (ранее Министерство строительства Волгоградской области) обязанность по обеспечению Тренкеншу К.В. благоустроенным жилым помещением на территории городского округа - город Фролово Волгоградской области не ниже установленных норм предоставления жилых помещений по основаниям договора социального найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для лиц из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Оснований не согласиться с решением суда, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, у судебной коллегии не имеется.
Отсутствие в жилищном фонде Волгоградской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Ссылка в апелляционной жалобе на указанное обстоятельство правового значения для разрешения спора не имеет. Как установлено законом, право лица из числа детей-сирот на получение жилого помещения, так и обязанность ответчика предоставить жилое помещение не являются производными от наличия свободных жилых помещений.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 13 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета строительства Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.