Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 апреля 2015 года апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Алтайского района Республики Хакасия Пономаренко В.Д. на решение Алтайского районного суда от 03 февраля 2015 года, которым удовлетворено исковое заявление прокурора Алтайского района Республики Хакасия в интересах Бокалина К.О. к администрации Алтайского района Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., пояснения прокурора Зайцевой О.И., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы и просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с иском в интересах Бокалина К.О. к администрации Алтайского района Республики Хакасия (далее - администрация Алтайского района) о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта, на территории муниципального образования Алтайский район. Требования мотивировал тем, что Бокалин К.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых действующим законодательством предусмотрены меры социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью. Администрация Алтайского района не обеспечила истца жилым помещением, его право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Алтайского района Республики Хакасия Шаповалова Т.Н. поддержала заявленные требования, в обоснование приведя доводы, изложенные в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования и науки Республики Хакасия.
Суд постановил вышеприведённое решение, которым удовлетворил исковые требования. Обязал администрацию Алтайского района предоставить Бокалину К.О. жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории "данные изъяты" сельсовета в "адрес".
С решением не согласен представитель ответчика - Пономаренко В.Д.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, он просит решение суда отменить. Приводя нормы действующего законодательства, настаивает на том, что ответчик не может нести ответственность за переданные Республикой Хакасия администрации Алтайского района государственные полномочия по обеспечению жильём детей-сирот, не обеспеченные достаточным финансированием из республиканского бюджета. Указывает, что договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между ответчиком и истцом не может быть заключён, поскольку жилищный фонд передан из собственности муниципального образования Алтайский район в собственность расположенных в его границах поселений. Поясняет, что предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очерёдности в зависимости от даты включения в список лиц, подлежащих обеспечению жильём, и даты наступления права на обеспечение жилым помещением. Внеочередное предоставление жилья истцу нарушает права других детей-сирот, у которых право на получение жилого помещения возникло раньше. Считает, что в резолютивной части решения следует указать, что обеспечение жилым помещением должно происходить в порядке очерёдности, в которой истец состоял в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" (в редакции от 21.02.2014г.) право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу вышеприведённых норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что Бокалин К.О. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей (л.д. 10-11, 12, 14), не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений (л.д. 15-18), принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 19, 22-23), достиг возраста, с которым закон связывает наступление права на получение жилья.
С учётом имеющихся в материалах дела доказательств, представляется правильным и согласующимся с вышеприведёнными положениями действующего законодательства вывод суда о том, что Бокалин К.О. имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как его право на получение жилья не реализовано до настоящего времени.
При таких обстоятельствах суд обоснованно обязал ответчика предоставить Бокалину К.О. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очерёдности в зависимости от даты включения в список лиц, подлежащих обеспечению жильём, и даты наступления права на обеспечение жилым помещением, судебной коллегией не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 вышеназванного Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ жилые помещения предоставляются согласно очерёдности, в которой граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, состоят в едином списке, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая, что исковые требования о предоставлении жилого помещения Бокалину К.О. основаны на положениях Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, гарантирующего детям, оставшимся без попечения родителей, право на получение благоустроенных жилых помещений, и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местного самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока, проанализировав правовые нормы названного Федерального закона, согласно которым вопросы о круге лиц, на которых распространяется действие ст. 8 Закона, о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что право Бокалина К.О. на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом на получение жилья.
Ссылка в жалобе на то, что обжалуемым решением суда нарушаются права других детей-сирот на получение жилого помещения, несостоятельна, поскольку доказательств в обоснование своих возражений ответчиком суду не представлено.
Указание в жалобе на то, что недостаточное финансирование из бюджета Республики Хакасия исключает ответственность ответчика за непредставление жилья, не заслуживает внимания, так как вышеприведённые нормативные акты не связывают реализацию соответствующих социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с наличием либо отсутствием денежных средств.
Довод апелляционной жалобы о том, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между администрацией Алтайского района и Бокалиным К.О. невозможно, так как в силу ч.3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" жилищный фонд не может находиться в собственности муниципальных районов, также основан на неправильном толковании стороной ответчика норм действующего законодательства, поэтому не может повлечь отмену решения.
Так, ч.1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает возможность нахождения в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению указанным лицам жилых помещений.
С учётом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 03 февраля 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Алтайского района Пономаренко В.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.