Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Карповой И.Ю. и Конышевой И.Н.
при секретаре: А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело апелляционной жалобе Н. на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 24 февраля 2015 года по гражданскому делу по иску Н. к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Наримановского района" о признании безработным с правом получения пособия,
УСТАНОВИЛА:
Н. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что 15 сентября 2014 года он был зарегистрирован в Областном государственном казенном учреждении "Центр занятости населения Наримановского района" (далее ЦЗН Наримановского района) в качестве безработного с правом получения пособия по безработице. Для исчисления пособия им предоставлена справка о среднем заработке за последние три месяца, из которого рассчитано ежемесячное пособие в размере 4900 рублей. 26 ноября 2014 года он снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, выплата пособия по безработице прекращена. 1 декабря 2014 года он вновь обратился в ЦЗН Наримановского района с целью регистрации в качестве безработного и назначения пособия по безработице. Ответчиком отказано истцу в такой регистрации ввиду непредставления справки о среднем заработке за последние три месяца. В заявлении о постановке на учет указано о невозможности предоставления данной справки по причине нахождения последнего места работы истца ООО " ... " в стадии ликвидации. Считает действия ответчика незаконными, с учетом уточненных требований просил суд признать его безработным с 1 декабря 2014 года по 18 января 2015 года и установить за ним право на получение ежемесячного пособия по безработице в указанный период, а также взыскать с ответчика судебные расходы в сумме ... рублей, затраченные на оплату государственной пошлины при подаче иска в суд и банковские услуги перевода.
В судебное заседание Н. не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, где указал, что исковые требования поддерживает.
Представитель ЦЗН Наримановского района Л. иск не признала.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 24 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований Н. отказано.
В апелляционной жалобе Н. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушения норм материального права. Полагает, что отказ в признании его безработным и выплаты пособия по безработице, при наличии справки о заработной плате, имеющейся в распоряжении ответчика, является незаконным.
На заседание судебной коллегии Н. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснение представителей ЦЗН Наримановского района С. и Л., считавших жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как следует из материалов дела, Н. с 27 ноября 2013 года состоял в трудовых отношениях с ООО " ... " в должности юрисконсульта, с 19 августа 2014 года трудовые отношения прекращены по соглашению сторон, по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
15 сентября 2014 года Н. обратился в ЦЗН Наримановского района, с указанной даты признан гражданином, обратившимся в целях поиска подходящей работы, безработным, назначено пособие по безработице.
Приказами от 26 ноября 2014 года N и N Н. прекращена выплата пособия по безработице с 23 октября 2014 года в связи с длительной неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин, истец снят с учета в качестве безработного.
1 декабря 2014 года истец вновь обратился в ЦЗН Наримановского района, где был поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. При этом заявителю в ответе от 26 декабря 2014 года N разъяснено, что в случае предоставления необходимых документов, указанных в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1, а именно: справки о среднем заработке за последние три месяца, и при условии отсутствия подходящих вакансий ему будет присвоен статус безработного с правом получения пособия по безработице.
Таким образом, основанием для отказа в постановке на учет в качестве безработного со стороны ответчика послужило не предоставление Н. необходимого комплекта документов в полном объеме, а именно: справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Н. не был предоставлен полный пакет документов, а именно, он отказался предоставлять оригинал справки о среднем заработке с последнего места работы, что расценивается, как отсутствие справки о среднем заработке с последнего места работы. Судом указано, что у истца имелась возможность представить оригинал справки о заработной плате за последние три месяца с последнего места работы, в связи с чем указал на отсутствие оснований для принятия решения о признании истца безработным с правом получения пособия по безработице.
Иных оснований, кроме непредставления справки о средней заработной плате, возражения ответчика относительно заявленных истцом требований ЦЗН Наримановского района не содержат.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы препятствует принятию решения о признании истца безработным с правом получения пособия по безработице ввиду следующего.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 37).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Закона о занятости населения) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В положениях пункта 3 статьи 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 стати 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 утверждены Правила регистрации безработных граждан (далее Правила), в соответствии с пунктом 3 которых регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В силу пункта 4 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Между тем, отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку, как закреплено в правовой позиции пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 октября 2009 года N 15-П, Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1) гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3) и право на социальное обеспечение (статья 39, часть 1). По смыслу указанных статей Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (пункт 1 статьи 30 Закона о занятости населения).
Так, согласно пункту 1 статьи 30 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
При этом в пункте 2 той же правовой нормы пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Из указанных норм права следует, что отсутствие у истца справки о среднем заработке, которую он не может получить от бывшего работодателя, то есть объективно лишен возможности ее предоставления, - не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного и для получения минимального размера пособия.
Вместе с тем, в Правилах не предусмотрены основания отказа в постановке гражданина на учет в качестве безработного из-за отсутствия у них сведений о среднем заработке, поскольку такие сведения необходимы для определения размера пособия по безработице.
Позиция представителя ответчика ЦЗН Наримановского района в суде первой инстанции о том, что отсутствие справки о средней заработной плате за последние 3 месяца работы препятствует признанию истца безработным, основана на неправильном толковании Закона о занятости населения.
Исходя из изложенного, и в связи с тем, что права Н. не могут быть нарушены по формальным основаниям, а также, принимая во внимание, что Н. самостоятельно трудоустроился 19 января 2015 года, решение суда, как основанное на неправильном применении норм материального права, нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а заявленные требования о признании истца безработным с 1 декабря 2014 года по 18 января 2015 года и установлении за ним права на получение ежемесячного пособия по безработице с 1 декабря 2014 года по 18 января 2015 года - удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
На основании указанной нормы с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы в сумме 220 рублей, в связи с оплатой государственной пошлины для подачи иска в суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 24 февраля 2015 года отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Н. удовлетворить.
Обязать Областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Наримановского района" признать Н. безработным с 1 декабря 2014 года по 18 января 2015 года и установить за ним право на получение ежемесячного пособия по безработице с 1 декабря 2014 года по 18 января 2015 года.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Наримановского района" в пользу Н. судебные расходы в сумме ... рублей.
Председательствующий: А.А. Беляков
Судьи областного суда: И.Ю. Карпова
И.Н. Конышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.