Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Крютченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N3-131/15 по заявлению Открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Зио-Подольск" (далее - ОАО "ЗиО-Подольск") обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленных целей, участок расположен по адресу: "данные изъяты".
Заявитель, уточнив первоначально заявленные требования, просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года, равной "данные изъяты"
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, которая была утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 566-РМ), повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
Представители заявителя Молостовова Я.И. и Корнилов Д.А. в судебном заседании полностью поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: Министерства имущественных отношений - Левина М.Е., филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - Теплова О.А., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Сорокин А.А. - возражали против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявления просили отказать по тем основаниям, что принадлежавший заявителю земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" снят с кадастрового учета и не существует как объект недвижимости.
Министерство экологии и природопользования Московской области, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своего представителя, в направленном суду письменном ходатайстве просило слушать дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав пояснения представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, полагает в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п.1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база - в соответствии с п.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ - определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Понятие кадастровой стоимости определено в п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка. Законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, при определении рыночной стоимости данного участка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N135).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Как следует из материалов дела ОАО "ЗиО-Подольск" на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленных целей, земельный участок расположен по адресу: "данные изъяты".
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровым паспортом земельного участка (л. д. 12, 13).
Дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости - как следует из кадастрового паспорта земельного участка - 04 мая 2009 года.
Распоряжением N 566-РМ кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 01 января 2013 года в размере "данные изъяты"
В подтверждение действительной рыночной стоимости земельного участка заявителем представлен Отчет "данные изъяты" от 24 ноября 2014 года, составленный оценщиками "данные изъяты" (л.д. 17-106).
На указанный Отчет получено положительное экспертное заключение "данные изъяты" от 26 ноября 2014 года, подготовленное экспертом "данные изъяты" являющейся членом "данные изъяты" (л.д. 107-119).
Решением от 12 декабря 2014 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданная на основании приказа Росреестра от 24 октября 2014 года NП/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области, заявление ОАО "ЗиО-Подольск" отклонила (л.д. 120-122).
Из представленных суду материалов и пояснений участвующих в деле лиц судом установлено, что на день обращения заявителя в суд - 25 декабря 2014 года - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" расположенный по адресу: "данные изъяты" уже не существовал, так как был снят с кадастрового учета 18 ноября 2014 года.
Указанное обстоятельство, а именно: снятие земельного участка кадастровым номером "данные изъяты" с кадастрового учета - подтверждается Решением генерального директора ОАО "ЗиО-Подольск" от 03 октября 2014 года "данные изъяты" о разделе земельного участка с образованием 11 новых земельных участков (л.д. 14-16), а также сведениями о земельном участке из информационного портала Публичная карта Windows Internet Explorer, согласно которым земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" снят с кадастрового учета 18 ноября 2014 года, имеет статус архивного.
В соответствии с положениями ч.1 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу п.3 ч. 3 ст.17 Федерального закона N221-ФЗ датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
Поскольку, как установлено судом, 18 ноября 2014 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" снят с кадастрового учета, то с этого дня он перестал существовать как объект недвижимости.
В силу положений ст. 5 Федерального закона N135-ФЗ и п.3 ФСО N1 к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Согласно положениям абзаца 10 Федерального закона N135-ФЗ заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на день обращения в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, или - в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона - сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
С завершением 18 ноября 2014 года кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" он прекратил свое существование как объект земельных правоотношений. Возможность внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости снятого с кадастрового учета земельного участка в размере его рыночной стоимости законом не предусмотрена.
Таким образом, доводы заявителя о том, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено судом и после снятия земельного участка с кадастрового учета, так как оно подано в пределах установленного законом срока, начинающего течь с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, - являются несостоятельными, поскольку судом может быть пересмотрена только та кадастровая стоимость, которая на день вынесения решения суда является действующей.
Оценив доводы заявителя и представленные в их обоснование доказательства, доводы представителей заинтересованных лиц суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении кадастровой стоимости снятого с кадастрового учета земельного участка равной его рыночной стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Московский областной суд.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.