Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 декабря 2014 года по делу по заявлению Орел Е. В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орел Е.В. обратилась в суд с заявлением об отмене приказа комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - КЖКХ г. Барнаула, комитет) от ДД.ММ.ГГ N ***; возложении на комитет обязанности признать молодую семью Орел Е.В., состоящую из трех человек, нуждающейся в жилом помещении.
Заявленные требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГ Орел Е.В. через КАУ "Многофункциональный центр Алтайского края" обратилась с заявлением о постановке ее молодой семьи, состоящей из трех человек, на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Приказом КЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** в признании нуждающейся было отказано, поскольку обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений на одного члена семьи до ДД.ММ.ГГ составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года N 294. Данный отказ заявитель считает незаконным в связи с тем, что не представлено доказательств намеренного ухудшения жилищных условий. Кроме того, Комитетом во внимание была принята площадь жилого помещения в с. " ... ", а размер учетной нормы применялся как для г. Барнаула. Указывает, что с ДД.ММ.ГГ после заключения брака и по настоящее время ее семья проживает в г. Барнауле на съемных квартирах, в настоящее время фактически проживает по адресу: "адрес", формально была зарегистрирована в квартире своей подруги по адресу: "адрес" в связи с необходимостью наличия городской прописки для трудоустройства. Родители супруга заявителя отказались прописывать семью Орел Е.В. у себя в квартире по "адрес", и супруг выехал из данной квартиры в ДД.ММ.ГГ по требованию собственника. В связи с чем, считает, что намеренного ухудшения жилищных условий с их стороны не имеется. Площадь жилого помещения по "адрес" необоснованно принята во внимание, поскольку в данном жилом помещении ее супруг не проживает, следовательно, в силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членом семьи собственника не является.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 декабря 2014 года заявление Орел Е.В. удовлетворено в части. Признан незаконным приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении семьи Орел Е.В. На комитет возложена обязанность рассмотреть заявление Орел Е.В. о признании семьи нуждающейся в жилом помещении. В удовлетворении остальной части заявления отказано. С КЖКХ г. Барнаула в пользу Орел Е.В. взысканы судебные расходы в размере " ... " руб.
В апелляционной жалобе КЖКХ г. Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на то, что Орел Е.В. была вселена в жилое помещение по адресу: "адрес", в качестве члена семьи нанимателя, однако впоследствии от участия в приватизации отказалась. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Орел Е.В., отказавшись от приватизации жилого помещения в пользу своей матери, приобрела право бессрочного пользования указанным помещением, при этом семья Орел обеспечена жилым помещением по установленным нормам. Ссылаясь на положения ст. 4 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", указывает, что при принятии решения о наличии или отсутствии оснований для постановки на учет комитет не может руководствоваться иными документами, показаниями свидетелей, квитанциями об уплате счетов, расписками в получении денежных средств, комитет не вправе подменять судебные органы и устанавливать факт проживания и круг членов семьи собственников. С учетом этого, полагает, что факт регистрации заявителей по месту жительства свидетельствует о проживании в указанных жилых помещениях, и при принятии судом решения должна даваться оценка законности решения Комитета только на основании представленных заявителем документов.
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель Орел Е.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица О.М.С., КЖКХ г. Барнаула не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав заявителя Орел Е.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что КЖКХ г. Барнаула необоснованно пришел к выводу об обеспеченности семьи Орел Е.В. жилой площадью более учетной нормы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на законе и материалах дела.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила), Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года N 590 утверждена государственная программа Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы (действующая на момент принятия оспариваемого отказа).
Исходя из раздела II данной программы ее целью является предоставление государственной поддержки (при решении жилищной проблемы) молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве таковых до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, и является исчерпывающим.
К таким основания в соответствии с пунктом 2 части 1 названной статьи, в частности, относится представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Орел Е.В. обратилась в КЖКХ г. Барнаула с заявлениями о признании ее семьи из 3 человек (заявитель, ее супруг О.М.С., дочь О.В.М., ДД.ММ.ГГ года рождения) нуждающейся в жилом помещении для включения в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 года", указав, что проживает в двухкомнатной квартире N *** площадью " ... " кв.м в доме "адрес", находящейся в собственности К.В.В. (брат). Во втором заявлении Орел Е.В.., также поданном в Комитет ДД.ММ.ГГ, указано, что ДД.ММ.ГГ ее ребенку установлена инвалидность.
По результатам рассмотрения заявления приказом КЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Орел Е.В. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. В качестве обоснования отказа указано на то, что заявитель до ДД.ММ.ГГ являлась членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес"; супруг О.М.С. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес", обеспеченность суммарной площади данных жилых помещений на одного члена семьи до ДД.ММ.ГГ составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года N 294.
Вместе с тем, из представленных Орел Е.В. документов следует, что на момент обращения с заявлением она и ее несовершеннолетняя дочь были прописаны по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности К.В.В., супруг Орел Е.В. - О.М.С. зарегистрирован по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности его родителям. Из выписки по финансовому лицевому счету от ДД.ММ.ГГ по "адрес" следует, что из зарегистрированных в жилом помещении трех человек ( О.М.С. и его родители О.С.Б. и О.О.Б.) один временно отсутствует.
Таким образом, представленные заявителем документы свидетельствуют о том, что на момент обращения Орел Е.В. с заявлением в КЖКХ г. Барнаула ее семья проживала по "адрес", в собственности жилых помещений Орел Е.В. и члены ее семьи не имели, следовательно, нуждались в улучшении жилищных условий.
Площади жилых помещений по адресу "адрес" (жилой дом принадлежит матери Орел Е.В.), и по адресу: "адрес" (принадлежит родителям супруга заявителя) не могли быть приняты комитетом во внимание при подсчете обеспеченности жилой площадью, поскольку в качестве членов семьи своих родителей заявитель, ее супруг и несовершеннолетний ребенок не проживали.
Судом также установлено, что после регистрации брака семья проживала в квартирах по договору найма, с кем-либо из родителей не проживали и не вселялись, умышленности действий по ухудшению жилищных условий судом не выявлено.
При изложенных обстоятельствах в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Орел Е.В. не могло быть отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности приказа КЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ об отказе Орел Е.В. в признании нуждающейся в жилом помещении.
Кроме того, оспариваемый приказ не содержит расчетов площади жилых помещений, в связи с которыми комитет пришел к выводу об обеспеченности заявителя и членов ее семьи площадью более учетной нормы. То обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГ (то есть до момента обращения с заявлением) Орел Е.В. была обеспеченной жилой площадью более учетной нормы, не могло служить основанием для отказа с учетом п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя.
Довод апелляционной жалобы об умышленности действий по ухудшению жилищных условий со стороны Орел Е.В. при отказе последней от приватизации жилого помещения в с. " ... " во внимание не принимается, поскольку п. 3 ч. 1 ст. 54 и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве основания для отказа не указывались.
Ссылка в жалобе на то, что регистрация заявителей по месту жительства свидетельствует о проживании в указанных жилых помещения, является несостоятельной, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.
Указание в жалобе на отсутствие полномочий органа местного самоуправления устанавливать фактическое место проживание лица, на законность решения суда не влияет. Кроме того, заявителем было указано фактическое место проживания ее семьи по "адрес", однако данному обстоятельству комитетом оценка не дана.
Судом правильно применены нормы материального права, существенных процессуальных нарушений по делу не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.