Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей: Нурмухаметовой Р.Р.
Пономаревой Л.Х.
с участием прокурора ФИО1
при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации адрес ГО адрес Республики Башкортостан ФИО4 на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования адрес в интересах ФИО1 к адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
Признать незаконным отказ адрес городского округа адрес Республики Башкортостан от дата в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Обязать администрацию адрес Республики Башкортостан принять ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории вдова участника Великой Отечественной войны с момента первоначального обращения.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
адрес в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации адрес ГО адрес Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением с целью постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжением главы адрес N ... от дата по результатам рассмотрения её обращения отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3 ч. 1 ст.54 ЖК РФ. Считают данный отказ незаконным, вывод ответчика о том, что ФИО1 не имеет права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как ею были совершены действия, в результате которых она приобрела нуждаемость в жилых помещениях не соответствующим действительности. Так в ходе проверки установлено, что ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: адрес - ... , общей площадью ... кв.м., с составом семьи из трех человек. Также установлено, что ФИО1 относится к категории вдовы участника ВОВ, просил признать незаконным отказ в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вдовы участка ВОВ ФИО1; обязать ответчика поставить ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений в первоочередном порядке вдову участника ВОВ ФИО1
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации адрес ГО адрес Республики Башкортостан ФИО4 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что ФИО1 намерено были ухудшены жилищные условия, совершены действия, которые привели к возникновению нуждаемости.
Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации адрес Республики Башкортостан ФИО4, представителя ФИО1 - ФИО5, заключение прокурора ФИО1, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ судом могут быть признаны недействительными ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, если они не соответствуют закону, иным правовым актом и нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя помещения по договору социального найма либо собственниками помещений или членами семьи собственника жилого помещения на члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что решением Совета ГО адрес Республики Башкортостан N ... от дата установлена учетная норма площади жилого помещения в адрес, в размере не менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
ФИО6, дата г.р., является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО7 и нуждается в постоянном уходе, что подтверждается удостоверением жены погибшего военнослужащего, справкой, выданной поликлиникой N N ...
Из материалов дела следует, что ФИО8 являлась собственником адрес в адрес, которую на основании договора от дата передала внучке - ФИО5 с условием пожизненного содержания и иждивения.
В 2014 году ФИО1 обратилась в администрацию адрес ГО адрес Республики Башкортостан с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, как вдова участника Великой Отечественной войны.
Распоряжением главы администрации адрес ГО адрес Республики Башкортостан N ... от дата ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ. В обоснование отказа указано, что ранее ФИО1 являлась единоличным собственником и проживала одна в указанной квартире. После регистрации в квартире ФИО9 жилищные условия ухудшились, что свидетельствует о совершении действий, в результате которых ФИО1 обрела нуждаемость в жилых помещениях.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 5 ст. 10 ГК РФ, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007г. N 258-О-О, от 29.01.2015г. N 111-О).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к правильному выводу, что действия ФИО1 по передаче жилого помещения по договору с условием пожизненного содержания и иждивения нельзя рассматривать как умышленное ухудшение своих жилищных условий, которое в соответствии со ст.53 ЖК РФ не давало бы оснований для признания нуждающейся в жилом помещении, поскольку носят характер вынужденных мер для проживания в нормальных условиях и получения надлежащего ухода, требующегося престарелому человеку с заболеваниями, а не направлены на намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, ответчиком в обоснование доводов о намеренном ухудшении ФИО1 жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не представлено доказательств сознательно ухудшения истцом жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку истец нуждается в улучшении жилищных условий, является вдовой участника Великой Отечественной войны, следовательно, она имеет право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5- ФЗ "О ветеранах", в связи с чем судом первой инстанции, правильно отказ администрации адрес городского округа адрес Республики Башкортостан в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета признан незаконным.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации адрес ГО адрес Республики Башкортостан ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Нурмухаметова Р.Р.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.