Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Синяковой Т.П.,
судей Худиной М.И., Небера Ю.А.,
при секретаре Деменевой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске частную жалобу Федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на определение судьи Советского районного суда г.Томска от 26 декабря 2014 года об отказе в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы и оставлении ее без движения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Советского районного суда г.Томска от 27.11.2014 исковые требования Третьяковой И.Ю., Третьяковой Ю.Ю. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, 24.12.2014 представитель ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ подал апелляционную жалобу, при этом заявив ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы сроком на шесть месяцев, ссылаясь на приостановление операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ.
Обжалуемым определением в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины отказано, а апелляционная жалоба оставлена без движения.
В частной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ Румянская О.Н. просит определение судьи Советского районного суда г. Томска от 26.12.2014 отменить, отсрочить уплату государственной пошлины в связи с приостановлением операций по расходованию средств на лицевых счетах ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ сроком на шесть месяцев и принять к рассмотрению апелляционную жалобу ответчика на решение Советского районного суда г. Томска от 27.11.2014.
Указывает о незаконности обжалуемого определения, которое считает постановленным с нарушением норм процессуального права, ссылаясь на то, что блокирование операций по расходованию средств на лицевых счетах Учреждения вызвано непредоставлением лимитов бюджетных обязательств получателю в объеме, достаточном для своевременного исполнения заявителем жалобы обязанности по уплате государственной пошлины, что в силу ст.64 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для обязательного предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины. Считает, что обжалуемое определение лишает заявителя доступа к правосудию и связанного с ним права на справедливое разбирательство.
На основании ч.3 ст.333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судебной коллегией без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив представленные материалы, обсудив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно по делу, апелляционная жалоба ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ на решение Советского районного суда г. Томска от 27.11.2014 была оставлена без движения на основании положений ч.4 ст.322 ГПК РФ, устанавливающих обязательность приложения к апелляционной жалобе документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
При этом судом было отказано в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины, в обоснование которого заявитель жалобы представил уведомление от 19.11.2014 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением исполнительного документа, выданного арбитражным судом г. Москвы 06.12.2012 (л.д.116).
Из содержания данного документа следует, что операции по расходованию денежных средств на лицевых счетах ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ приостановлены до момента устранения Учреждением нарушения требований п.8 ст.243.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности, до исполнения требований исполнительного документа.
Отказывая ответчику в предоставлении отсрочки уплаты госпошлины, суд исходил из того, что данное уведомление не свидетельствует о неплатежеспособности заявителя, поскольку достоверно не подтверждает отсутствие денежных средств на счетах учреждения, а иных документов, предусмотренных налоговым законодательством и подтверждающих наличие объективных обстоятельств, не позволяющих своевременно уплатить государственную пошлину, заявителем жалобы не представлено.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии со ст.90 ГПК РФ основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ч.2 ст.333.20 НК РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 НК РФ, согласно которой отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п.1 ст.64 настоящего Кодекса.
Как установлено пп.2 п.2 ст.64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии, в том числе, такого основания как непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
В силу п.5 и п.5.1 ст.64 НК РФ к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.
В соответствии с п.3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Как следует из Распоряжения Правительства РФ от 29.03.2012 N 422-р "О создании федеральных государственных казенных учреждений" ФГКУ "Сибирское ТУИО" является учреждением, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
Следовательно, уплата госпошлины указанным лицом при совершении процессуального действия в суде общей юрисдикции возможна только в безналичной форме путем перечисления средств с соответствующего лицевого счета учреждения на специальный счет того муниципального района или городского округа, где расположен суд.
Вместе с тем, учитывая, что управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах ФГКУ "Сибирское ТУИО" было приостановлено в ноябре 2014 года в связи с длительным неисполнением последним исполнительного документа, то ответчик объективно был лишен возможности уплатить госпошлину в установленный срок при подаче апелляционной жалобы в декабре 2014 года независимо от того, имелось ли у него еще какое-либо иное имущество.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что отказ в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и оставлении в связи с этим апелляционной жалобы без движения сделан без учета вышеприведенных положений Налогового кодекса РФ и в данном случае ведет к нарушению принципа доступа к правосудию, а потому определение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с разрешением по существу вопроса о предоставлении ответчику отсрочки по уплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы на решение Советского районного суда г. Томска от 27.11.2014 до ее рассмотрения по существу судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.329, п.2 ст.334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Советского районного суда г. Томска от 26 декабря 2014 года об отказе в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы и оставлении ее без движения отменить и, разрешая вопрос по существу, предоставить Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отсрочку уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на решение Советского районного суда г. Томска от 27.11.2014 по делу по иску Третьяковой И.Ю., Третьяковой Ю.Ю. к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации до момента рассмотрения апелляционной жалобы по существу судом апелляционной инстанции.
Дело с апелляционной жалобой Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации направить в суд первой инстанции для выполнения требований статьи 325 ГПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.