Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Юровой О.В.,
при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Дуды А. С. Михайлова Э.М. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Дуды А. С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", войсковой части 58661 Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дуда А.С. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", войсковой части 58661 Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что работал стрелком военизированной охраны Склада (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов военного округа, 1 разряда) ( ... ) войсковой части 58661 (далее - Склад войсковой части 58661) с 00.00.00. Приказом начальника склада войсковой части 58661 от 00.00.00 N ... Дуда А.С. уволен с работы 00.00.00 в связи с ликвидацией организации, согласно п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. Увольнение считает незаконным, поскольку о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации не был уведомлен. 00.00.00 письмом начальника Склада войсковой части 58661 Дуда А.С. был извещен об увольнении по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников. Склад войсковой части 58661 является структурным подразделением войсковой части 58661, расположенной в г.Екатеринбурге. На момент уведомления истца об увольнении войсковой частью 58661 не было принято решение о предстоящем увольнении гражданского персонала Склада войсковой части 58661 в связи с ликвидацией организации, такое решение было принято только 00.00.00, то есть перед непосредственным увольнением гражданского персонала. Увольнение произведено без учета мнения профсоюзного органа, который в нарушение п.65 Соглашения между Территориальной организацией Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа и командованием Центрального военного округа на 2014-2016г.г. был уведомлен о предстоящем массовом увольнении гражданского персонала Склада войсковой части 58661 менее чем за три месяца до предстоящего увольнения, как и служба занятости населения. Мотивированного мнения профсоюзного органа не было получено. Решение о ликвидации воинской части 58661-87 принято с нарушениями, так как вопрос о ликвидации воинской части относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, однако такого решения Министром обороны РФ не было принято. Полагает, что приказ Командующего войсками Центрального военного округа от 00.00.00 N ... и приказ командира войсковой части 58661 " ... " N ... от 00.00.00, которые основаны на указании Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 00.00.00 N 3124/6/4071, не могут служить основанием для принятия решения о ликвидации воинской части, а также об увольнении гражданского персонала Склада в связи с ликвидацией организации. Также указывает, что Склад войсковой части 58661 полностью не ликвидирован, ответчиками не совершено действий по ликвидации юридического лица в соответствии с положениями Гражданского законодательства. Кроме того, войсковая часть 58661 не является юридическим лицом и, следовательно, Склад войсковой части 58661 по смыслу ст.55 ГК РФ не может являться структурным подразделением юридического лица. Увольнение произведено в нарушение ч.5 ст.373 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. 00.00.00 профсоюзным комитетом Склада войсковой части 58661 отказано работодателю в даче согласия на увольнение работников гражданского персонала в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников, было направлено требование об устранении допущенных нарушений, которые до настоящего времени не устранены.
Дуда А.С. просил признать его увольнение в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ незаконным, взыскать с ответчиков средний заработок за все время вынужденного прогула со 00.00.00 по 00.00.00 в сумме " ... "., а также среднюю заработную плату за время вынужденного прогула, начиная с 00.00.00 по день вынесения судом решения по существу спора. Незаконными действиями ответчиков, допущенными при увольнении истца, Дуда А.С. причинен моральный вред, который он оценивает в " ... " руб.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Дуда А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Выслушав объяснение представителя Дуда А.С. Михайлова Э.М., поддержавшего доводы жалобы и просьбу об отмене решения суда, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор (контракт) может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Правилами ст.180 ТК РФ предусмотрено, что о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с п.28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом (п.1 ст.81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или работодателя - физического лица.
Основанием для увольнения работников по п.1 ст.81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст.61 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что Дуда А.С. с 00.00.00 работал в должности стрелка команды военизированной охраны Склада (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов военного округа, 1 разряда) ( ... ).
Приказом начальника склада войсковой части 58661 от 00.00.00 N ... Дуда А.С. уволен с работы 00.00.00 в связи с ликвидацией организации, согласно п.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. В связи с увольнением Дуда А.С. выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, единовременное денежное вознаграждение за период с 01.01.2014г. по 30.11.2014г., компенсация за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 25.01.2014г. по 01.12.2014г.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 31.05.1996г. N 61-ФЗ "Об обороне" вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно положениям ст.11.1 указанного закона управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации.
В случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица.
Согласно положению о 1062 Ордена Красной звезды Центре (материально- технического обеспечения) Центрального военного округа, утвержденного приказом командующего войсками Центрального военного округа от 29 декабря 2014 года N 860, 1062 ЦМТО является организацией Министерства обороны Российской Федерации, входит в состав Центрального военного округа, содержится в численности Центрального военного округа Вооруженных Сил РФ и подчиняется командующему войсками Центрального военного округа. Официальное наименование "1062 Центра материально-технического обеспечения. Центрального военного округа - войсковая часть 58661". Краткое наименование: 1062 ЦМТО ЦВО - войсковая часть 58661. Условное наименование: войсковая часть 58661. Организационная структура 1062 ЦМТО определяется штатом, утвержденным в установленном порядке. Начальник 1062 ЦМТО имеет право: осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с лицами гражданского персонала 1062 ЦМТО, а также делегировать указанные полномочия начальникам структурных подразделений 1062 ЦМТО путем выдачи доверенностей.
Как правильно установлено судом первой инстанции, войсковая часть 58661 самостоятельным юридическим лицом не является, входит в состав Центрального военного округа Вооруженных Сил РФ, поэтому для ликвидации Склада (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов, военного округа, 1 разряда) ( ... ), который являлся структурным образованием 1062 ЦМТО, решения Министра обороны РФ не требовалось. Достаточным основанием являлось указание Центрального военного округа.
Из материалов дела усматривается, что план расформирования Склада войсковой части 58661 (в ... ) в 2014 году представлен на утверждение начальником 1062 ЦМТО " ... ". 00.00.00, утвержден заместителем командующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению 00.00.00, в соответствии с которым начальнику склада, инспектору по кадрам предписано письменное уведомление гражданского персонала об увольнении произвести в день получения исполнительной директивы.
Во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 00.00.00 N ... начальником штаба объединенного стратегического командования Центрального военного округа 00.00.00 направлено указание командиру войсковой части 58661 в срок до 00.00.00 исключить из штата 1062 ЦМТО Склад (хранения ракет и артиллерийский боеприпасов), военного округа, 1 разряда) ( ... базы (комплексного хранения вооружения, ракет и боеприпасов, 1 разряда) ( ... ) в соответствии с перечнем организационных мероприятий, проводимых в соединениях, воинских частях и организациях материально-технического обеспечения в 2014 году. В данном перечне имеется указание на внесение изменений в штаты, в том числе путем исключения из базы (комплексного хранения вооружения, ракет и боеприпасов, 1 разряда) ( ... ) Склад (хранения ракет и артиллерийский боеприпасов), военного округа, 1 разряда) ( ... ) согласно перечню изменений к штату.
Согласно выписки из перечня изменений к штату N ... - ЦМТО (введенного в действие с 00.00.00) Склад (хранения ракет и артиллерийский боеприпасов), военного округа, 1 разряда) ( ... ) исключен из штатов в полном составе, в том числе 173 единицы гражданского персонала.
Как правильно установлено судом, о предстоящем увольнении Дуда А.С. был уведомлен 00.00.00. В уведомлении указано, что в войсковой части 58661-87 будут организованы и проведены организационно-штатные мероприятия по расформированию арсеналов, баз и складов военного округа, в связи с чем возможно массовое увольнение гражданского персонала войсковой части 58661-87. Дуда А.С. предупрежден о том, что занимаемая им должность будет сокращена в соответствии с ч.2 ст.180 ТК РФ, а трудовой договор расторгнут на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ - в связи с сокращением штата организации.
Из содержания уведомления судом сделан правильный вывод о том, что увольнение истца будет произведено в связи с ликвидацией Склада войсковой части 58661, как структурного подразделения 1062 ЦМТО, а не в связи с сокращением численности Склада, другие должности Дуда А.С. не предлагались, как того требует увольнение в связи с сокращением численности. Формулировка об увольнении в связи с сокращением штата со ссылкой на п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ включена в связи с тем, что произошли организационно-штатные изменения, то есть сокращение штата, в 1062 ЦМТО.
Таким образом, о предстоящем увольнении истец был предупрежден в установленный законом срок, в соответствии с требованиями ч.2 ст.180 ТК РФ.
При этом судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о том, что решение о ликвидации Склада войсковой части 58661-87 принято при наличии на то достаточных оснований, уполномоченным на то органом, ликвидация войсковой части фактически завершена без перехода прав и обязанностей к другому лицу, следовательно, увольнение истца в связи с ликвидацией организации в соответствии с п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ произведено при наличии законных оснований, является правомерным.
Согласно ч.4 ст.180 ТК РФ при угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением. То есть законодатель предусматривает учет мнения выборного профсоюзного орган для принятия необходимых мер при массовых увольнениях, которые предусмотрены коллективным договором, соглашением.
Из материалов дела следует, что уведомление профсоюзного органа и центра занятости населения в Медведевском районе Республики Марий Эл о предстоящем увольнении гражданского персонала Склада войсковой части 58661 работодателем произведено. Нарушение сроков уведомления не повлияло на права истца.
В связи с чем судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что нарушений трудовых прав истца ответчиком не допущено, увольнение Дуда А.С. произведено в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Доводы жалобы повторяют позицию истца, высказанную в суде первой инстанции, не могут являться основанием для отмены либо изменения правильного решения суда.
С учетом изложенного, решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дуды А. С. Михайлова Э.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Клюкина О.В.
Юрова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.