Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щ. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" о назначении ежемесячной денежной компенсации, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истицы Щ. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи А. Л.А.., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Щ. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску, с учетом уточнения требований просила обязать ответчика назначить ей выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с момента обращения, взыскать компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты"
В обоснование требований истица указала, что является ветераном труда Алтайского края и на основании п.п. 3, 4 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов" имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки: компенсации 50 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Она обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску с заявлением об оформлении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, однако ей было отказано на основании п. 13.1 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2009 N 126 в связи с тем, что у нее имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии заключенного с организациями-поставщиками услуг соглашения по ее погашению. Истица не согласившись с решением об отказе, указала, что согласно квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг задолженности у нее не имеется.
В ходе рассмотрения дела истица и ее представитель поддержали уточненные исковые требования, представитель ответчика М. иск не признал.
Решением Рубцовского городского суда от 09 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований Щ. отказано.
В апелляционной жалобе истица просила отменить решение, принять новое об удовлетворении требований о назначении ежемесячной денежной компенсации. Истица оспаривает вывод суда о применении к правоотношениям положений п.п. 25-27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, так как они устанавливают требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Пункт 24 этих Правил, а также ст. 154 ЖК РФ, по мнению истицы, не предусматривают включение в коммунальные услуги стоимости технологических потерь в сетях. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, истица считает, что потери и корректировки не входят в коммунальные услуги. Тот факт, что задолженность по потерям во внутридомовых сетях ГВС за 2009 год и корректировка размера платы по ГВС за 2010 год не относится к оплате за жилое помещение и коммунальные услуги установлен решением Рубцовского городского суда от 21.04.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия полагает возможным, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность решения в соответствии с требованиями п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Меры социальной поддержки ветеранов труда на территории Алтайского края установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
В силу пп.3,4 ч.1 ст. 3 указанного Закона N 61-ЗС ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются, независимо от вида жилого фонда, следующие меры социальной поддержки:
компенсация 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки;
компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в жилом помещении:
холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе бытового газа в баллонах) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг;
отопления, в том числе твердого топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления, - в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных расходов по доставке топлива.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Щ. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением ***, выданным ДД.ММ.ГГ (л.д.6).
С момента достижения возраста 55 лет, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГ истица, как ветеран труда, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", что не оспаривалось сторонами.
В соответствии с ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующей с 17.06.2011 г.) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Форма, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определены Законом Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".
В соответствии со ст. 2 данного Закона N156-ЗС меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона N156-ЗС, действующей с 20.11.2012, компенсации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Постановлением Администрации Алтайского края N126 от 01.04.2008 утверждены Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату услуг жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае.
Пункт 13.1 данных Правил устанавливает, что одним из оснований для отказа в предоставлении компенсации является наличие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг при отсутствии заключенного с организациями-поставщиками услуг соглашения по ее погашению или при невыполнении условий данного соглашения.
ДД.ММ.ГГ Щ. обратилась в УСЗН по "адрес" с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив необходимые документы.
ДД.ММ.ГГ решением УСЗН по "адрес" Щ. отказано в предоставлении данной компенсации в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии заключенного с организациями-поставщиками услуг соглашения по ее погашению.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Щ., поскольку на дату обращения истицы за назначением ей денежной компенсации у нее имелась задолженность по коммунальным услугам, соглашения о ее погашении истица не заключала.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
По смыслу ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.10 ст.3 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки ветеранов труда, которая предоставляется только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом.
При этом ни Жилищным кодексом, ни Законом Алтайского края N156-ЗС, ни Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату услуг жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае не предусмотрено, что условием выплаты компенсации является отсутствие у лица задолженности за текущее время.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при разрешении спора является факт наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на момент обращения лица за получением меры социальной поддержки.
Как следует из сведений МУП "РКЦ" о начислении и оплате услуг по содержанию жилья, коммунальных услуг за ноябрь 2013- май 2014 года следует, что на ДД.ММ.ГГ у Щ. имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, в частности: потери во внутридомовых сетях ГВС за 2009 год в сумме "данные изъяты", корректировка размера платы по ГВС за 2010 год в сумме "данные изъяты", вывоз крупногабаритных ТБО в сумме "данные изъяты" (л.д. 23-24), что истица фактически не оспаривала.
Доводы жалобы о том, что потери во внутридомовых сетях горячего водоснабжения за 2009 год и корректировка размера платы по горячему водоснабжению за 2010 год не относятся к оплате за коммунальные услуги, явились предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили верную оценку в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы истицы, касающиеся толкования п.п.24, 25-27 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" судебная коллегия отклоняет, как основанные на неверном понимании норм права.
Судебная коллегия не принимает во внимание ссылку истицы на выводы, изложенные в решении Рубцовского городского суда от 21.04.2014, что корректировка платы и потери в общедомовых сетях не относятся к оплате коммунальных услуг, так как такие выводы, по смыслу ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относятся к фактическим обстоятельствам, имеющим преюдициальное значение.
Решением мирового судьи судебного участка N6 г. Рубцовска от ДД.ММ.ГГ, с учетом апелляционного определения Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГ исковые требования Щ. к ООО "Управляющая компания "Наш Дом" о перерасчете задолженности по оплате коммунальных услуг (потери во внутридомовых сетях ГВС за 2009 год в сумме "данные изъяты", корректировка размера платы по ГВС за 2010 год в сумме "данные изъяты", вывоз крупногабаритных ТБО в сумме "данные изъяты") оставлены без удовлетворения.
Таким образом, на момент обращения в Управление социальной защиты населения по "адрес" у Щ. имелась задолженность по оплате коммунальных услуг, что подтверждалось соответствующими документами.
Как установил суд первой инстанции, соглашение о погашении задолженности по оплате коммунальных услуг истица не заключала, что Щ. не оспаривает.
Поскольку судом первой инстанции не установлено нарушений при отказе в предоставлении Щ. мер социальной поддержки, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истицы.
В связи с изложенным оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истицы Щ. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 октября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.