Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Куловой Г.Р.,
Нурисламовой Э.Р.,
при секретаре Дубовцеве А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Сетелем Банк" Л.С.Г. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
исковые требования Мартынова С.А. к ООО "Сетелем Банк" о защите прав потребителей, удовлетворить частично.
Обязать ООО "Сетелем Банк" внести изменения в кредитную историю по кредитному договору N ... от ... , исключив запись о просроченной задолженности.
Взыскать с ООО "Сетелем Банк" в пользу Мартынова С.А. компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Сетелем Банк" в доход местного бюджета госпошлину в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мартынов С.А. обратился в суд с иском к ООО КБ "БНП "Париба Восток" о защите прав потребителей.
В обосновании требований указал, что между истцом и ООО КБ "БНП Париба Восток" ... при покупке бытовой техники в магазине " ... " был заключен договор о предоставлении целевого потребительского кредита N ... на сумму ... рубля, а полная стоимость кредита (с процентами) составила ... рубля сроком на 4 месяца для приобретения мясорубки. Минимальный ежемесячный платёж составил ... рублей. Для надлежащего исполнения Договора представитель ответчика истцу выдал 4 квитанции с реквизитами для оплаты ежемесячных платежей.
... через Уральский банк ОАО "Сбербанк России" истцом была произведена оплата по Договору в сумме ... рублей, что соответствует двум месячным платежам. По прошествии двух недель начались звонки сотрудников банка, которые утверждали, что истец оплату не произвел. По настоятельной рекомендации сотрудников банка истцом был произведен платеж через терминал. Впоследствии истец выяснил, что банков с таким названием несколько, его об этом никто не предупредил, вследствие чего платеж "ушел" в другой банк. ... истец заплатил еще раз, что подтверждается платежным поручением N ... Через 2-3 дня ему снова позвонили сотрудники банка, заявили, что платежа не было, и отказались разбираться, почему платеж не проходит. Платёжным поручением N ... от ... платёж ответчиком был истцу возвращён.
Из ответа ОАО "Сбербанк России" N ... от ... и самого платёжного поручения, следует, что он возвращён ввиду несоответствия ФИО получателя. В данном случае ответчик необоснованно возвратил денежные средства, так как ФИО в платежном поручении были указаны правильно.
Таким образом, с ... по ... деньги лежали на счете ООО КБ "БНП Париба Восток", находились в банке больше положенного срока, а сотрудники Банка даже не удосужились проверить, почему эта сумма не была зачислена в счет погашения кредита и возвращена. Хотя в то время когда деньги лежали в Банке на счете его сотрудники продолжали звонить и требовать оплаты.
Истцом было выяснено, что ему изначально были предоставлены неверные реквизиты, сотрудниками Банка при внесении его данных в платежные документы была допущена ошибка.
... истцом в Уфимское отделение ООО КБ "БНП Париба Восток" было подано письмо с просьбой предоставить верные реквизиты, чтобы он мог исполнить свои обязательства по договору. Однако, на его мобильный телефон и мобильный телефон его жены начали поступать звонки и смс-сообщения с угрозами, в которых сотрудник Банка утверждал, что отвечать на письмо Банк не собирается и отсутствие у него реквизитов счета - это его проблемы.
После чего истец обратился в Отдел полиции N4 Управления МВД России по г.Уфа с заявлением по факту возможных противоправных действий сотрудников Банка. Постановлением от ... в возбуждении дела было отказано, но проверкой было установлено, что сотрудниками Банка, оформлявшими Договор, были представлены истцу неверные реквизиты для оплаты, а также сотрудники Банка при внесении в базу информации по кредитному договору допустили ряд ошибок (неверные анкетные данные пользователя целевого кредитного договора). Кроме того, из-за ошибок сотрудников Банка, оформлявших договор, истцу постоянно поступают звонки и смс-сообщения с требованием погасить задолженность по кредитному договору.
Таким образом, по вине ответчика у истца до сих пор нет правильных реквизитов для оплаты по Договору, что является существенным нарушением условий договора и прав потребителя.
Просил суд обязать ответчика внести изменения в кредитную историю, исключив запись о просроченной задолженности и выплатить ему компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя ООО "Сетелем Банк" Л.С.Г. просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, так как судом не была запрошена "Памятка по погашению кредита", являющаяся дополнительным документом Банка, в которой указаны полные и корректные реквизиты счета. Перечисленный истцом ... платеж в размере ... рублей не поступал в Банка, поскольку из предоставленных истцом копий чека и поручения на перечисление средств от ... следует, что он перечислен в иную кредитную организацию - "БНП Париба" ЗАО. Право требования по указанному кредитному договору на основании Договора уступки прав требования (цессии) N ... от ... передано ООО "Кредитэкспресс-Р".
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя Мартынова С.А. - Ш.Г.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10).
Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.
При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей.
Судом установлено, что между Мартыновым С.А. и ООО КБ "БНП Париба Восток" ... при покупке бытовой техники в магазине " ... " был заключен Договор о предоставлении целевого потребительского кредита N ...
Данный Договор заключён на сумму ... рубля (без процентов), а полная стоимость кредита (с процентами) составила ... рубля сроком на 4 месяца для приобретения мясорубки; минимальный ежемесячный платёж - ... рублей.
Из пункта 4 Договора следует, что истец обязался исполнять должным образом и соблюдать все положения Договора, Условий, Графика платежей и Тарифов, включая своевременную оплату в полном размере ежемесячного платежа.
Для надлежащего исполнения Договора при его заключении представитель Банка выдал истцу 4 квитанции с реквизитами для оплаты ежемесячных платежей.
... через Уральский банк ОАО "Сбербанк России" истцом была произведена оплата по Договору в сумме ... рублей, что соответствует двум ежемесячным платежам.
... истец произвел повторную оплату, что подтверждается платежным поручением N ...
Платёжным поручением N ... от ... платёж Банком возвращен истцу.
Истец обратился в отдел полиции N4 Управления МВД России по г.Уфе с заявлением по факту возможных противоправных действий сотрудников Банка, в связи с их постоянными звонками.
Постановлением от ... в возбуждении уголовного дела отказано. Проверкой установлено, что сотрудниками Банка, оформлявшими Договор, были представлены истцу неверные реквизиты для оплаты, а также при внесении в базу информации по кредитному договору допустили ряд ошибок (неверные анкетные данные пользователя целевого кредитного договора), из-за которых истцу постоянно поступают звонки и смс-сообщения с требованием погасить задолженность по кредитному договору.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, учитывая, что представителем Банка не оспаривался факт неверного предоставления реквизитов, а также доказательств обратного суду представлено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей, поскольку он отвечает положениям статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Доводы жалобы о переуступке ответчиком права требования по кредитному договору другой организации, не имеет правового значения для разрешения данного спора.
Довод жалобы, что ... платеж в размере ... рублей не поступал в Банк, не может повлечь отмену решения, поскольку согласно материалов дела данный платеж был произведен истцом согласно имеющихся у него реквизитов счета, предоставленных последнему ответчиком.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Сетелем Банк" Л.С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Г.Р. Кулова
Э.Р. Нурисламова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.