Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Сарбашева В.Б.,
судей - Красиковой О.Е., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Калачиковой ФИО1 Арышева ФИО2 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 03 марта 2015 года, которым
отказано Калачиковой ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству труда и социального развития Республики Алтай о признании незаконным отказа от "дата". N во включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированных жилых помещений, обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калачикова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Республики Алтай о признании незаконным отказа от "дата" N во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированных жилых помещениях, и обязании включить в указанный список. Требования мотивированы тем, что "дата" Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай утверждено мировое соглашение, заключенное между истцом и администрацией г. Горно-Алтайска, вступившее в законную силу "дата". С "дата" полномочия по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма переданы Министерству труда и социального развития Республики Алтай. "дата" истец обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет по предоставлению жилья с приложением соответствующих документов. "дата" получен отказ ввиду того, что изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Данный отказ считает незаконным и нарушающим ее права на обеспечение жилым помещением. Право Калачиковой О.А. вытекает из определения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай, которое до настоящего времени не исполнено. Истец не имеет в собственности жилья, не является нанимателем или членом нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Калачиковой О.А. Арышев Ю.А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что изменение законодательства, в результате которого полномочия перешли к ответчику и отказ последнего поставить на учет истца в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, делают невозможным исполнение судебного постановления, которым утверждено мировое соглашение, и ставят под угрозу реализацию прав Калачиковой О.А. на обеспечение жильем, изложенных в ст. 40 Конституции РФ. Постановка вопроса о том, что подавалось ли Калачиковой О.А. или ее опекуном заявление в администрацию г. Горно-Алтайска до исполнения истице 23 лет приводит к пересмотру мирового соглашения, которое не оспорено и вступило в законную силу. Срок исполнения условий мирового соглашения судом не установлен. Считает, что Калачикова О.А. имеет право на постановку на учет на основании судебного постановления, которым утверждено мировое соглашение. Данное право возникло до вступления в действие Федерального закона N15-ФЗ от 29.02.2012 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Калачиковой О.А. Арышева Ю.А., поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2013г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По смыслу указанных выше правовых норм право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2013 утратил силу, а статья 8 Закона N 159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Калачикова О.А. с исковым заявлением к Администрации г. Горно-Алтайска о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, с "дата", обязании поставить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай "дата".
Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" утверждено мировое соглашение, заключенное между Калачиковой О.А. и Администрацией г. Горно-Алтайска, на следующих условиях: Администрация г. Горно-Алтайска признает Калачикову О.А. оставшейся без попечения родителей с "дата". Администрация г. Горно-Алтайска включает Калачикову О.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по вступлении определения суда об утверждении мирового соглашения в законную силу. Калачикова О.А. по вступлению мирового соглашения в законную силу предоставляет в администрацию города пакет документов, необходимых для постановки на учет в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 16-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления Республики Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения".
"дата" Калачикова О.А. обратилась в Министерство труда и социального развития Республики Алтай с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с целью обеспечения жильем.
Из ответа Министерством труда и социального развития Республики Алтай от "дата" за N следует, что основания для включения Калачиковой О.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа отсутствуют в связи с ее достижением 23-летнего возраста.
Согласно сообщению от "дата" г., предоставленному по запросу суда заместителем главы Администрации г. Горно-Алтайска Малчиновым Э.Н., Калачикова О.А. или ее опекун Суртаева А.И. с заявлением о включении Калачиковой О.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Администрацию г. Горно-Алтайска не обращались.
Таким образом, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращался.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами районного суда, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Калачикова О.А. с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась лишь в 2014 годув Министерство труда и социального развития Республики Алтай, которое отказало истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав, что заявитель не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, на момент подачи соответствующего заявления истец Калачикова О.А. статусом детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не обладала, поскольку достигла возраста 35 лет.
Как правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Соответствующая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, в котором указано, что несмотря на установление с 1 января 2013 года нового порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Каких-либо доказательств того, что истец ранее обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет, либо состоял на таком учете, в суд представлено не было. Не было представлено убедительных доказательств в подтверждение наличия объективных и уважительных причин, не позволивших ему своевременно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением; каких-либо препятствий в осуществлении права истца на включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны государственных органов не установлено.
Таким образом, поскольку Калачикова О.А. до достижения им 23 лет, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, оставшегося без попечения родителей, не обращалась, отказывая в иске, суд сделал правильный вывод о том, что у истца в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С учетом вышеизложенных обстоятельств в их совокупности, судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Калачиковой О.А. является правильным.
Доводы жалобы о праве Калачиковой О.А. на постановку на учет на основании мирового соглашения не могут повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку мировое соглашение было заключено между Калачиковой О.А. и администрацией города Горно-Алтайска, а Министерство труда и социального развития Республики Алтай участником данного мирового соглашения не является. Соглашение между администрацией города Горно-Алтайска и Министерством труда и социального развития Республики Алтай о перемене лиц по мировому соглашению отсутствует.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права не содержат и фактически основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену оспариваемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правильную оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь положениями ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 03 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Калачиковой ФИО1 Арышева ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий В.Б. Сарбашев
Судьи О.Е. Красикова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.