Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Крамаренко О.А.,
Судей: Мариной С.В., Гарматовской Ю.В.,
при секретаре Ульяновой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Галгучевой О.В. и администрации МО "Светловский городской округ" на решение Светловского городского суда Калининградской области от 02 февраля 2015 года, которым постановлено:
Иск Галгучевой О.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Ц. - ДД.ММ.ГГГГ г.р. к администрации Муниципального образования "Светловский городской округ" - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Муниципального образования "Светловский городской округ" предоставить Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте г. Светлого Калининградской области на состав семьи один человек, не менее "данные изъяты" кв.м и не более "данные изъяты" кв.м общей площади.
Заслушав доклад судьи Мариной С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галгучева О.В., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери Ц. - ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования "Светловский городской округ" о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных ею исковых требований истица указывала, что она и двое её несовершеннолетних детей - Ц. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы и проживают в муниципальном жилом помещении по адресу: "адрес".
Ц. является ребенком- "данные изъяты" вследствие заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 (код заболевания по МКБ- N), при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
C 30 сентября 2014 г. Галгучева О.В. составом семьи из трех человек состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, и включена в общую очередь под N.
Кроме того, Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена в льготный список граждан, страдающих заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, под N.
Однако, ответчик отказывает истцу в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в связи с отсутствием свободного жилья.
Ссылаясь на изложенное, Галгучева О.В. просила суд обязать администрацию МО "Светловский городской округ" предоставить её семье, состоящей из трех человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение в г. Светлом общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, исходя из нормы предоставления, утвержденной в Светловском городском округе, не менее "данные изъяты" кв. м и не более "данные изъяты" кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Галгучева О.В., в лице представителя Ф., просит решение суда отменить в части отказа в иске и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло только у Ц., считает, что при этом судом нарушены требования ст. 57 ЖК РФ, ст. 54 СК РФ и ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", по смыслу которых жилое помещение предоставляется семье, в составе которой имеются лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний. Ссылается также на невозможность проживания несовершеннолетней Ц., страдающей тяжелой формой хронического заболевания и нуждающейся в постороннем уходе, одной в отдельной квартире. При этом вселение в предоставленную только Ц. однокомнатную квартиру её матери и малолетнего брата не приведет к восстановлению их жилищных прав.
В апелляционной жалобе администрация МО "Светловский городской округ" просит решение суда отменить, принять новое решение, которым Галгучевой О.В. в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ссылается на то, что в соответствии со ст.ст. 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 14, 19 ЖК РФ, обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям органов государственной власти, и, следовательно, является расходными обязательствами Российской Федерации и её субъектов. Возложение на муниципальное образование отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений из муниципального жилищного фонда возможно только при соответствующем финансовом обеспечении этих отдельных государственных полномочий.
Указывает, что поскольку в ходе рассмотрения дела факт наделения МО "Светловский городской округ" государственными полномочиями про обеспечению граждан вышеуказанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма с одновременным предоставлением субвенций за счет средств соответствующего бюджета не был установлен, правовых оснований для предоставления Галгучевой О.В. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда не имелось.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Галгучева О.В. вместе с двумя несовершеннолетними детьми - дочерью Ц., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и сыном Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, была зарегистрирована и до середины 2013 г. проживала в коммунальной квартире N дома N по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м, состоящей из трех жилых комнат.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанное жилое помещение-квартира N дома N по "адрес" находится в долевой собственности: 70/100 доли квартиры - в муниципальной собственности, 30/100 доли в собственности гражданина Л.
Семья Галгучевой О.В. (3 человека) и брат истицы - Ж. занимали в указанной квартире две жилые комнаты, общей площадью "данные изъяты" кв.м, находящиеся в муниципальной собственности на условиях социального найма жилого помещения.
В соответствии с Постановлением администрации МО "СГО" от 10.11.2014г. N 977 Галгучева О.В. составом семьи из трех человек (без учета Ж.) 30 сентября 2014 г. была принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и включена в список общей очереди под N.
Также указанным постановлением Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена в льготный список граждан, страдающих заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378, и имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма на сновании п.2, п.4 ч.1 ст.51 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ.
Наличие у Ц. заболевания, включенного в Перечень (код заболевания по МКБ- N), подтверждено заключением врачебной комиссии "данные изъяты" больницы Калининградской области N.
Постановлением администрации МО СГО от 01.10.2012 г. N 903 была утверждена долгосрочная целевая программа "Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда в МО "СГО" на 2011-2015г.", в соответствии с которой в 2013 г. был начат капитальный ремонт дома N по "адрес".
Семье Галгучевой О.В. на период капремонта было предоставлено для проживания жилое помещение маневренного фонда по адресу: "адрес", состоящее из двух смежных комнат жилой площадью "данные изъяты" кв.м. На данные помещения с Галгучевой О.В. 10.06.2013 г. был заключен договор найма маневренного фонда, всем членам её семьи предоставлена временная регистрация.
Квартира N в доме N по "адрес" состоит из 6-ти жилых комнат, находится в долевой собственности администрации и граждан: 15/100 доли в собственности у Н. с 08.12.1999г., 13/100 доли в долевой собственности Е. с 14.04.2003г., 32/100 доли в долевой собственности у муниципального образования "Светловский городской округ" с 22.06.2007 г., 17/100 доли в долевой собственности И. с 26.11.2014г.
Из поквартирных карточек по указанной квартире следует, что в жилом помещении, принадлежащем Н. (комната N площадью "данные изъяты" кв.м.) вместе с собственником зарегистрирована его дочь - К., в комнате N зарегистрированы также Х., Д., С., в комнате N - зарегистрированные лица отсутствуют, в комнатах N и N временно зарегистрирована Галгучева О.В. с детьми.
Также судом установлено и подтверждается сведениями, представленными Калининградским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" и Управлением Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, что у семьи Галгучевой О.В. каких-либо иных жилых помещений для постоянного проживания, помимо жилого помещения по "адрес", не имеется.
Частично удовлетворяя заявленные Галгучевой О.В. исковые требования и возлагая на администрацию МО "Светловский городской округ" обязанность предоставить Ц., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м и не "данные изъяты" кв.м общей площади, суд, установив все обстоятельства возникшего спора, правомерно исходил из наличия у Ц. такого права, основанного на положениях действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 частью 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (в действующей редакции) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
Таким образом, Ц., страдающая тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях в общем и в льготном списках, имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке на основании договора социального найма.
При этом по смыслу ст. ст.51, 57 ЖК РФ, а также Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, принятого во исполнение ст. 51 ЖК РФ, Ц. подлежит обеспечению жилым помещением в виде отдельной квартиры, поскольку предоставление жилого помещения в виде отдельной комнаты в квартире, занимаемой другими лицами, сделает невозможным проживание этих лиц совместно с ней, из чего правомерно исходил суд первой инстанции, разрешая заявленный Галгучевой О.В. спор.
С учетом установленных по делу обстоятельств и, исходя из установленной решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 21 сентября 2005 г. N131 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в МО "Светловский городской округ" нормы предоставления общей площади жилого помещения, которая определена в размере не менее 16 кв.м и не более 19 кв. м, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с приведенными выше положениями п. 3 ч.2 ст. 57 и п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Ц. имеет право на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м и не более "данные изъяты" кв. м.
Доводы жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для предоставления Ц. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда со ссылкой на положения ст. ст. 2, 14, 16, 19 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которыми вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, включая лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и обеспечение их жильем, являются расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов Федерации, и муниципальное образование такими отдельными полномочиями не наделялось, вследствие чего на него не могла быть возложена обязанность по обеспечению Ц. жилым помещением, не могут быть признаны состоятельными ввиду следующего.
Так, в силу положений Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются, в том числе, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По смыслу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года граждане принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях по двум основаниям: 1) как малоимущие граждане (для дальнейшего предоставления жилого помещения по договору социального найма); 2) как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории (такие граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, форма которой может устанавливаться как в виде предоставления жилого помещения, так и в виде предоставления субсидии).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
При этом обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 названного Федерального закона, а инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, в целях реализации положений части 3 статьи 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, и страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма после 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. N 551-О-О "По жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В отношении категории лиц, к которой относится Ц., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, жилое помещение ей должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, Ц., являющаяся "данные изъяты", и страдающая тяжелой формой хронического заболевания, вставшая после 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом указанных положений закона суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по обеспечению Галгучевой О.В. жилым помещением на администрацию МО "Светловский городской округ", которая является надлежащим ответчиком по требованиям истца, поскольку наличие у Ц. тяжёлой формы хронического заболевания само по себе не исключает обязанности администрации МО "Светловский городской округ" обеспечить истца муниципальным жильем, как малоимущего, при этом обязанность предоставить такое жилье во внеочередном порядке установлена законом.
Кроме того, предоставление жилой площади во внеочередном порядке лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых на эти цели денежных средств.
С учетом изложенного, принимая также во внимание то обстоятельство, что граждане не являются участниками межбюджетных отношений, и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных или муниципальных органов или должностных лиц, доводы администрации о недоказанности факта предоставления МО "Светловский городской округ" субвенций из федерального бюджета (или бюджета субъекта) также не могли служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований Галгучевой О.В., заявленных в интересах Ц.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном понимании и толковании норм права, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют, основаниями к его отмене служить не могут.
Не влекут отмену решения суда и доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Галгучевой О.В.
Разрешая заявленный истицей спор, суд пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение подлежит предоставлению Ц., как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, без учета её матери Галгучевой О.В. и брата Р., которые правом на внеочередное предоставление жилья по вышеуказанным, либо иным основаниям не обладают. Сам по себе тот факт, что они состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в общем списке совместно с Ц., как члены её семьи и то обстоятельство, что по характеру заболевания Ц. нуждается в постороннем уходе, основаниями для обеспечения Галгучевой О.В. и Р. жилым помещением во внеочередном порядке служить не могут. Не свидетельствует о наличии такой обязанности и ссылка Галгучевой О.В. в жалобе на несовершеннолетний возраст Ц., тем более принимая во внимание, что к моменту рассмотрения дела она достигла возраста "данные изъяты" лет.
Как следует из материалов дела, семья Галгучевой О.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 30 сентября 2014 г., то есть после 1 марта 2005 г. в период действия уже нового правового регулирования жилищных отношений по обеспечению инвалидов жилой площадью, который не предусматривает право членов семьи инвалида на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма.
Таким образом, судом правильно определены возникшие между сторонами правоотношения, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Светловского городского суда Калининградской области от 02 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.