Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу МВД РФ
от 19 марта 1997 г. N 162
Типовое положение
об отряде милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Отряд милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации(1) является специальным самостоятельным подразделением милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации и создается в республиканских, краевых, областных и автономных центрах, крупных городах с населением свыше 200 тысяч человек, на транспортных узлах с наиболее неблагоприятной оперативной обстановкой.
1.2. В своей деятельности ОМОН руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не противоречащими федеральным законам, нормативными актами МВД России, настоящим положением, а также нормативными актами МВД республики, главного управления, управления внутренних дел края, области, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области и автономного округа.
1.3. Деятельность ОМОН осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, невмешательства в политическую деятельность.
1.4. Создание, реорганизация и ликвидация отряда особого назначения, а также изменение его структуры и штата, задач и функций осуществляются в установленном порядке Министром внутренних дел Российской Федерации.
1.5. Общее руководство отрядами милиции особого назначения осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации с возложением соответствующих полномочий на заместителя Министра внутренних дел, курирующего милицию общественной безопасности, ГУООП, ГУВДТ МВД России.
1.6. Непосредственное руководство деятельностью ОМОН в местах их постоянной дислокации осуществляется министрами внутренних дел республик, начальниками ГУВД, УВД краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов, управлений внутренних дел на транспорте(2). Указанные должностные лица могут возлагать соответствующие полномочия по руководству деятельностью ОМОН на своих заместителей - начальников милиции общественной безопасности, а в местах временной дислокации отрядов милиции особого назначения вне республиканских, краевых, областных и автономных центров, кроме того, на уполномоченных руководителей служб и подразделений соответствующих органов внутренних дел.
1.7. В случае осложнения оперативной обстановки, возникновения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, иных чрезвычайных событий руководители МВД, УВД имеют право своим приказом использовать силы и средства ОМОН за пределами районов их дислокации, в границах соответствующей республики, края, области, автономных образований, транспортного узла.
1.8. Временная передислокация сил и средств ОМОН в другие регионы Российской Федерации для участия в выполнении неотложных задач по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, в том числе по выявлению, локализации, разоружению и уничтожению бандформирований, вооруженных преступников и террористических групп осуществляется по приказу Министра внутренних дел Российской Федерации или его заместителя, курирующего милицию общественной безопасности.
1.9. Сотрудники отрядов милиции особого назначения в целях выполнения возложенных на них обязанностей имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12 - 16 Закона РСФСР "О милиции".
Социальную и правовую защиту сотрудников отрядов милиции особого назначения определяют соответствующие нормы Закона РСФСР "О милиции", Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
1.10. Отряды милиции особого назначения МВД, ГУВД, УВД, УВДТ формируются на контрактной основе за счет лиц, отбираемых на конкурсной основе и из числа сотрудников, способных по своим физическим, профессиональным и морально-психологическим качествам выполнять возложенные на подразделения специального назначения органов внутренних дел задачи.
На должности среднего и старшего начальствующего состава ОМОН назначаются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование.
Должности старшего начальствующего состава ОМОН замещаются лицами, имеющими юридическое среднее специальное и высшее образование.
Прохождение службы в ОМОН осуществляется на контрактной основе.
1.11. Отряд милиции особого назначения возглавляет командир, который назначается на должность и освобождается от должности соответствующим приказом руководителя МВД, УВД по согласованию с ГУООП или ГУВДТ МВД России.
Заместители командира ОМОН назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению командира ОМОН соответственно приказом вышеуказанных должностных лиц.
1.12. Сотрудники отрядов милиции особого назначения выполняют служебные обязанности в повседневной форменной одежде милиции или специальном обмундировании, имеющем отличительные знаки и символику, а также при необходимости могут использовать гражданскую одежду. Специальная форменная одежда, отличительные знаки и символика сотрудников отрядов милиции особого назначения едины на всей территории Российской Федерации.
1.13. Финансирование отрядов милиции особого назначения осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также других поступлений, выделяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями или отдельными лицами на укрепление охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Материально-техническое обеспечение ОМОН производится министерствами внутренних дел республик, ГУВД, УВД краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов, управлениями внутренних дел на транспорте(3) через ГУМТиВС МВД России, окружные управления материального, технического и военного снабжения МВД России в соответствии с утвержденными штатами и нормами положенности. Отдельные виды технического обеспечения могут приобретаться из внебюджетных средств.
1.14. Отряды милиции особого назначения размещаются в специальных обособленных помещениях (городках), а их сотрудники обеспечиваются жильем, максимально приближенным к месту службы в порядке, установленном для органов внутренних дел Российской Федерации.
1.15. В целях объективной оценки оперативно-служебной деятельности, боевой и специальной служебной подготовки отрядов милиции особого назначения каждый отряд проверяется МВД России не реже одного раза в три года, МВД, УВД, УВДТ - ежегодно. Результаты инспектирования докладываются руководству МВД России, рассматриваются на соответствующих коллегиях МВД, УВД, оперативных совещаниях при руководителях МВД, УВД.
1.16. В целях улучшения учебно-методической работы, накопления и распространения передового опыта из числа наиболее подготовленных ОМОН создаются базовые отряды милиции особого назначения.
1.17. Отряд милиции особого назначения является юридическим лицом, имеет расчетный и текущий счета в банке, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
2. Основные задачи отряда милиции особого назначения
2.1. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан на улицах и в других общественных местах.
2.2. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах, объектах транспорта, предупреждение и пресечение правонарушений.
2.3. Участие в раскрытии преступлений.
2.4. Оказание помощи в пределах своих полномочий гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям и учреждениям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов.
2.5. Участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, органов федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами.
3. Функции отряда милиции особого назначения
3.1. При выполнении задач в обычных условиях на отряд милиции особого назначения возлагается выполнение следующих функций:
3.1.1. Участие в охране общественного порядка и общественной безопасности на улицах и других общественных местах, объектах транспорта, в том числе при проведении различных массовых мероприятий.
3.1.2. Осуществление мероприятий по предупреждению, пресечению и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с этим иных противоправных деяний, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных, в городах, других населенных пунктах и отдельных местностях, на объектах транспорта.
3.1.3. Проведение самостоятельно и совместно с другими подразделениями органов внутренних дел и воинскими частями и подразделениями внутренних войск МВД России целевых рейдов и специальных операций по поддержанию правопорядка на улицах и в других общественных местах, отработке наиболее криминогенных мест с целью выявления и пресечения преступлений, иных видов правонарушений, в том числе в сфере потребительского рынка.
3.1.4. Осуществление совместных с другими службами и подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.
3.1.5. Участие в специальных мероприятиях по обнаружению, изъятию, обезвреживанию взрывоопасных предметов и обеспечению при этом личной безопасности граждан.
3.1.6. Взаимодействие со строевыми подразделениями патрульно-постовой службы милиции, другими подразделениями органов внутренних дел, специальными моторизованными воинскими частями и воинскими частями оперативного назначения внутренних войск МВД России, а при необходимости с соответствующими подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в обычных условиях, при возникновении чрезвычайных событий.
3.1.7. По решению вышестоящего начальника участие в различных мероприятиях по линиям других служб органов внутренних дел, а также по линиям деятельности таможенных органов, территориальных органов безопасности и органов налоговой полиции.
3.2. При участии в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, а также чрезвычайных событий криминогенного характера на отряд милиции особого назначения дополнительно возлагается выполнение следующих функций:
3.2.1. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в районе возникновения чрезвычайного события и на прилегающей к нему территории.
3.2.2. Участие в неотложных мерах по спасению, эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи.
3.2.3. Участие в охране особо важных объектов, а также объектов транспорта и жизнеобеспечения населения, сохранности имущества, оставшегося без присмотра, предупреждении и пресечении фактов хищения собственности, ее умышленного уничтожения.
3.2.4. Участие в выполнении мероприятий по временному ограничению или запрещению движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах как в районе возникновения чрезвычайного события, так и на прилегающей к нему территории, досмотре в установленном порядке транспортных средств и пассажиров, их багажа.
3.2.5. Участие в проведении мероприятий, связанных с разблокированием транспортных магистралей, объектов жизнеобеспечения, разграждением различных препятствий при пресечении и локализации массовых беспорядков, а также при возникновении чрезвычайных событий, вызванных иными причинами, в том числе техногенного и природного характера.
3.2.6. Участие в выполнении иных мероприятий, осуществляемых по решению руководителя органа оперативного управления в районе возникновения чрезвычайного события.
3.3. При выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на отряд милиции особого назначения дополнительно возлагается выполнение следующих функций:
3.3.1. Участие в осуществлении мероприятий по усилению охраны общественного порядка, особо важных объектов и объектов обеспечения жизнедеятельности населения.
3.3.2. Участие в осуществлении мероприятий по усилению охраны объектов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в районе действия режима правового положения и в зоне вооруженного конфликта.
3.3.3. Участие в разъединении противоборствующих сторон.
3.3.4. Участие в обеспечении режима комендантского часа.
3.3.5. Участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, территориальными органами безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в обеспечении правового режима чрезвычайного положения, в том числе в специальных операциях по изъятию незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, освобождению заложников.
3.3.6. Участие в обеспечении охраны изъятого оружия.
3.3.7. Участие в обнаружении, блокировании и задержании вооруженных преступников, разоружении незаконных вооруженных формирований, в том числе путем нанесения огневого поражения при их вооруженном сопротивлении.
3.3.8. Участие в разблокировании дорог, стратегически важных участков местности, административных зданий и иных особо важных объектов.
3.3.9. Участие в сопровождении колонн и грузов, пассажирских и грузовых поездов, досмотре автотранспорта, поездов, пассажиров и багажа на объектах транспорта.
3.3.10. Участие в обеспечении безопасности деятельности оперативно-следственных групп органов внутренних дел и прокуратуры при проведении следственных действий в районе, где введено чрезвычайное положение, оказании содействия им в задержании лиц, причастных к совершению преступлений.
3.3.11. Участие в мероприятиях, связанных с эвакуацией граждан из зон, опасных для их пребывания.
3.3.12. Участие в выполнении иных задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
4. Взаимодействие и связи отряда милиции особого назначения
4.1. Отряд милиции особого назначения в своей деятельности организует и осуществляет взаимодействие в интересах охраны правопорядка с:
территориальными органами внутренних дел и органами внутренних дел на воздушном, водном и железнодорожном транспорте;
строевыми подразделениями патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы ГАИ;
специальными моторизованными воинскими частями и частями оперативного назначения внутренних войск МВД России;
иными силами, привлекаемыми к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с Планом комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка;
территориальными органами безопасности;
частными охранными предприятиями и службами безопасности;
муниципальными органами охраны общественного порядка.
4.2. В пределах компетенции ОМОН взаимодействует и оказывает содействие в поддержании правопорядка:
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органам местного самоуправления;
органам прокуратуры;
средствам массовой информации.
4.3. При выполнении задач по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, в условиях вооруженного конфликта помимо сил и органов, указанных в подпунктах 4.1 и 4.2 настоящего Положения, ОМОН осуществляет взаимодействие и поддерживает служебные связи с:
воинскими частями, соединениями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению указанных задач;
временными органами управления, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории действия режима чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.
5. Полномочия командира отряда милиции особого назначения
5.1. Командир отряда милиции особого назначения является прямым начальником всего личного состава ОМОН и несет персональную ответственность за успешное выполнение возложенных на ОМОН задач.
5.2. Командир ОМОН обязан:
5.2.1. Осуществлять качественный подбор, обучение и расстановку и воспитание личного состава, его аттестование в установленном порядке, организовывать служебную, боевую и физическую подготовку сотрудников, обеспечивать их постоянную готовность к действиям при чрезвычайных событиях.
Всемерно стимулировать добросовестное отношение сотрудников к исполнению служебных обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, достижение ими высоких результатов в оперативно-служебной деятельности. Проявлять внимание и заботу о личном составе, его нуждах, добиваться улучшения социальных и жилищно-бытовых условий для сотрудников.
5.2.2. Анализировать организацию и результаты участия ОМОН в охране общественного порядка и борьбе с преступностью и на этой основе вносить руководству МВД, ГУВД, УВД, УВДТ предложения по наиболее рациональному и эффективному применению сил и средств отряда милиции особого назначения, в том числе во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Изучать и внедрять в деятельность отряда милиции особого назначения отечественный и зарубежный опыт работы, направленный на повышение эффективности охраны общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
5.2.3. Осуществлять постоянное взаимодействие с руководителями органов внутренних дел, командованием специальных моторизованных воинских частей и воинских частей оперативного назначения внутренних войск МВД России и иными органами и подразделениями, осуществляющими деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью, в том числе и в условиях чрезвычайного положения.
Принимать участие в разработке планов комплексного использования сил и средств милиции общественной безопасности (местной милиции) в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.
5.2.4. Обеспечивать соблюдение законности и дисциплины личным составом, правомерность применения физической силы, специальных средств и оружия.
5.2.5. Информировать через руководство МВД, ГУВД, УВД, УВДТ органы исполнительной власти, общественность, граждан и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
5.3. Командир ОМОН имеет право:
5.3.1. Назначать, перемещать, увольнять и временно освобождать от исполнения служебных обязанностей в занимаемой должности лиц рядового, младшего и среднего начальствующего состава, работников ОМОН в пределах своей компетенции.
Лица среднего начальствующего состава ОМОН увольняются из органов внутренних дел в установленном порядке соответствующими МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
5.3.2. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на личный состав ОМОН в пределах прав, предоставленных начальнику районного отдела (управления) внутренних дел, в соответствии с приказом МВД России от 14 сентября 1993 г. N 420.
5.3.3. Присваивать в установленном порядке специальные звания сотрудникам ОМОН из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава.
5.3.4. Предоставлять личному составу отпуска, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5.3.5. Руководить финансово-хозяйственной деятельностью отряда милиции особого назначения, расходовать в установленном порядке денежные средства, выделяемые на содержание ОМОН.
5.3.6. Определять форму одежды, экипировку и вооружение личного состава исходя из задач несения службы.
5.3.7. Представлять интересы подразделения в органах исполнительной власти, местного самоуправления, судах.
----------------------------------------------
(1) Далее - "отряд милиции особого назначения" или "ОМОН".
(2) Далее - "руководители МВД, УВД".
(3) Далее - "МВД, УВД".
<< Назад |
||
Содержание Приказ МВД РФ от 19 марта 1997 г. N 162 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.