Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Дулуша В.В.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску открытого акционерного общества " **" (далее - ОАО " **") к Г. о взыскании задолженности вследствие безучетного потребления электрической энергии по апелляционной жалобе представителя истца Т. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 февраля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
ОАО " **" обратилось в суд с названным иском к Г., указав, что ответчик является собственником жилого дома по адресу: **, потребляет электроэнергию для бытовых нужд. 10 июня 2014 года при контрольной проверке технического состояния прибора учета электроэнергии, установленного в жилом помещении, работниками сетевой организации ОАО " **" выявлено нарушение при пользовании электроэнергией, о чем составлен акт. На момент проверки отсутствовал прибор учета. Сумма задолженности за безучетное потребление электроэнергии составила ** руб. ** коп., которую истец просил взыскать с ответчика.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
Представитель истца Т. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить иск. В ходе разбирательства по делу было установлено, что в жилом доме ответчика имеется прибор учета электроэнергии, который не введен в эксплуатацию, не опечатан и не опломбирован, поэтому бездействие потребителя привело к искажению данных об объеме фактически потребленной электроэнергии, что следует признать безучетным потреблением.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 указанного Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что Г. является сособственником жилого дома по адресу: **, с 25 июля 2002 года (выписка из ЕГРП от 05 ноября 2014 года).
10 июня 2014 года работниками сетевой организации ОАО " **" М., Х., А. составлен акт N о безучетном потреблении электроэнергии Г. в вышеуказанном жилом доме, поскольку отсутствовал прибор учета электроэнергии.
В расчете стоимости и объема потребленной электрической энергии указаны в качестве энергопринимающих устройств заявителя - электрическая плита, телевизор, холодильник, лампочки. С учетом мощности устройств и количества дней потребления (183) расход электрической энергии составил 53 582 кВт х ч., размер задолженности согласно расчету гарантирующего поставщика (ОАО " **") составляет ** руб. ** коп.
ОАО " **", как гарантирующий поставщик, фактически предоставляет электроэнергию потребителю Г., о чем свидетельствует тот факт, что на последнего в ОАО " **" имеется лицевой счет N **, где фиксируются начисление платы за предоставление коммунальной услуги, поступление денежных средств от потребителя, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отношения между сторонами в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению коммунальным ресурсом по присоединенной сети.
При этом из данных лицевого счета, а также объяснения представителя истца установлено, что за весь период начисление платы производилось исходя не из показаний прибора учета, а по нормативу потребления коммунальной услуги электроснабжения.
Согласно пунктам 3, 4 части 1, пункту 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права является неправильное истолкование закона.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие ответчика по необеспечению ввода прибора учета в эксплуатацию не может быть признано безучетным потреблением электроэнергии, поскольку ответчик не осуществлял вмешательство в работу прибора учета, а также искажение данных об объеме потребленной электроэнергии. Также сославшись на положения частей 9, 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) суд первой инстанции указал, что истцом требований о возложении на потребителя обязанности предоставить доступ в жилое помещение для установки индивидуального прибора учета электроэнергии не заявлялось.
Судебная коллегия с мнением суда первой инстанции не может согласиться, поскольку выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны не неправильном толковании подлежащих применению норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (пункты 1, 3 статьи 541 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Указанными правилами, в частности, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Абзацем вторым пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Вместе с тем следует учесть, что пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг определены дополнительные условия договора о предоставлении коммунальных услуг в жилой дом (домовладение) в случае отсутствия индивидуального прибора учета: а) сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.); б) виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии); в) площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; г) режим водопотребления на полив земельного участка; д) мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
Подпунктом "к" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг на потребителя возложена обязанность при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении сообщать исполнителю об изменении вышеуказанных сведений, касающихся режима потребления коммунального ресурса, в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений
Исходя из изложенных норм права определение размера платы за коммунальные услуги, в том числе и электроснабжение, поставленные в жилой дом (домовладение), при отсутствии прибора индивидуального прибора учета зависит от выполнения потребителем определенных информационных обязанностей, позволяющих исполнителю расчетным способом определить наиболее приближенное к фактическому потребление соответствующей коммунальной услуги.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 вышеприведенной статьи также указано, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Между тем Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 16.04.2009 N 495-О-О указал, что пункт 2 статьи 543 ГК РФ, предусматривающий общее правило о возложении бремени содержания имущества (энергетических сетей и приборов учета потребляемой энергии) на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено нормативно, не может быть истолкован как освобождающий гражданина от обязанности поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (то есть оборудование, находящееся в собственности абонента), а также от бремени несения расходов по содержанию данного оборудования.
Право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК РФ и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П).
Следует учесть также, что пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, а также требования статьи 210 ГК РФ и статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации именно на собственнике жилого помещения лежит обязанность по оборудованию индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии, газа.
Судебной коллегией из объяснения ответчика Г., показаний свидетеля Х. (работника сетевой организации) установлено, что в жилом доме ответчика имеется прибор учета потребляемой электроэнергии, который не введен в эксплуатацию в связи с тем, что не опломбирован в установленном порядке.
При таких данных доводы ответчика об отсутствии задолженности за потребленную электроэнергию в связи с внесением им платы за указанную услугу исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги несостоятельны, поскольку отсутствие прибора учета обусловлено виновным бездействием собственника жилого помещения. При этом вопреки суждению суда первой инстанции тот факт, что ОАО " **" не обращалось в суд с исковым требованием о понуждении Г. к установке индивидуального прибора учета электроэнергии, не свидетельствует о неправомерности бездействия потребителя.
В пункте 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Пунктом 192 Основных положений предусмотрено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу (пункт 195 Основных положений).
Указанным нормам Основных положений корреспондирует положение, пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства. Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что бездействие ответчика по необеспечению ввода прибора учета в эксплуатацию не может быть признано безучетным потреблением электроэнергии, поскольку именно на ответчике как потребителе коммунальной услуги и собственнике жилого помещения лежит обязанность по установке прибора учета, его бездействие при данных обстоятельствах привело к искажению данных об объеме потребления электроэнергии, на что обоснованно указал истец в апелляционной жалобе.
Проверив расчет задолженности, образовавшейся вследствие безучетного потребления электроэнергии в размере ** руб. ** коп., судебная коллегия полагает его правильным и соответствующим требованиям пункта 195 Основных положений, его приложению N 3, а также пункту 62 Правил предоставления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования ОАО " **" к Г. о взыскании задолженности удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 98 ГПК РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
При подаче искового заявления и апелляционной жалобы истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, поскольку решение суда состоялось в пользу истца, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина непосредственно в доход бюджета, которая составляет ** руб. ** коп.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 февраля 2015 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"Иск открытого акционерного общества **" к Г. удовлетворить.
Взыскать с Г. в пользу открытого акционерного общества " **" ** руб. ** коп. задолженности, образовавшейся вследствие безучетного потребления электрической энергии.".
Взыскать с Г. в доход бюджета городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" ** руб. ** коп. государственной пошлины.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 мая 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.