Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.
судей Беломестновой Ж.Н., Щербаковой Е.А.
при секретаре Бабкине С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2015 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Кадочниковой Е.А. на решение Советского районного суда г.Челябинска от 20 января 2015 года по иску Кадочниковой Е.А. к администрации г.Челябинска, Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Кадочниковой Е.А. - Бородина А.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кадочникова Е.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к администрации г. Челябинска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим требованиям жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указала, что по решению Министерства социальных отношений Челябинской области N 584 от 15 января 2014 г. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Челябинскому городскому округу, учетный номер ****. Имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени право Кадочниковой Е.А. на внеочередное предоставление жилого помещения не реализовано, что нарушает ее права.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Челябинской области.
Истец Кадочникова Е.А. и её представитель Бородин А.Б. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, пояснили, что при
возникновении права у Кадочниковой Е.А. на получение вне очереди жилого помещения, администрация г. Челябинска каких-либо мер по обеспечению жильем не предприняла. У Кадочниковой Е.А. возникло право на предоставление жилого помещения в период действия нормы права о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Ответчики - представители администрации г. Челябинска, Правительства Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому Кадочникова Е.А. будет обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда согласно дате включения ее в список.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Кадочникова Е.А. просит решение суда отменить, ссылается на то, что имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её право на обеспечение жильем вне очереди по договору социального найма до настоящего времени не реализовано.
Кадочникова Е.А., представители администрации г.Челябинска, Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений по Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя Кадочниковой Е.А. - Бородина А.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению) (ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Как следует из материалов дела Кадочникова Е.А., **** года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Кадочниковой (Безбородовой) Е.А. - Б.В.И. лишена родительских прав решением Калининского
районного суда г.Челябинска от 26 марта 1999 г., отец Кадочниковой (Безбородовой) Е.А. - Б.А.М. лишен родительских прав решением Калининского районного суда г.Челябинска от 21 января 2002 г.
Постановлением Главы администрации Калининского района г.Челябинска от 18 сентября 2001 г. N 1379 над несовершеннолетней Безбородовой (Кадочниковой) Е.А. установлена опека, опекуном назначена Б.Л.А., за несовершеннолетней Безбородовой Е.А. закреплено жильё по адресу: ****.
В 2013 году Кадочникова Е.А. обратилась в администрацию Калининского района г.Челябинска с заявлением о предоставлении жилого помещения, письмами от 18 января 2013 г., от 17 мая 2013 г. в предоставлении жилого помещения ей было отказано по причине отсутствия полномочий по проведению работы по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан.
Решением УСЗН администрации Калининского района г.Челябинска от 09 декабря 2013 г. установлена невозможность проживания Кадочниковой (Безбородовой) Е.А. в закрепленном жилом помещении по адресу: ****.
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от 15 января 2014 г. N 564 Кадочникова Е.А. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Челябинскому городскому округу, учетный номер - 220.
На момент рассмотрения дела Кадочникова Е.А. зарегистрирована в комнате, общей площадью **** кв.м., жилой площадью **** кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: ****, которая находится в собственности Б.А.М., Безбородовой (Кадочниковой) Е.А., Б.Е.А. (по 1/3 доли). Совместно с Кадочниковой Е.А. зарегистрировано 5 человек. Иного жилого помещения на праве собственности, либо праве пользования Кадочникова Е.А. не имеет.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения
специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок 5 лет.
Также вышеуказанным Федеральным законом N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. с 1 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что действующий с 01 января 2013 г. порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма.
Учитывая, что с 01 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения к возникшим правоотношениям положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г..
Соглашаясь с таким выводом суда, судебная коллегия не может согласиться с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований Кадочниковой Е.А.
Отказывая Кадочниковой Е.А. в удовлетворении иска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ввиду того, что истец не заявила требования о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд не учел положения ч.1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым при принятии решения суд определяет обстоятельства, имеющие значение для
рассмотрения дела, правоотношения сторон, а также закон, который должен быть применен по данному делу.
Кадочникова Е.А. обратилась с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её проживание в закрепленном жилом помещении по адресу: **** признано невозможным, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами и не оспаривались ответчиками при рассмотрении дела.
Определение другого порядка и способа обеспечения истца жилым помещением при рассмотрении требований о предоставлении жилья по договору социального найма выходом за пределы заявленных требований (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ) не является.
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-30 (с изменениями) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 Закона).
Решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 N 7/9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Город Челябинск" установлена норма предоставления 18 кв.м. общей площади на 1 человека.
При указанных обстоятельствах и приведенных нормах права, судебная
коллегия приходит к выводу, что Кадочникова Е.А. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, расположенного на территории г. Челябинска, общей площадью не менее **** кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения Кадочниковой Е.А. должна быть возложена на администрацию г. Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области.
При этом как обоснованно указал суд первой инстанции, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статье 3 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути сформирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о возложении обязанности на администрацию г.Челябинска предоставить Кадочниковой Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте
г.Челябинска, общей площадью не менее 18 кв.м, за счет средств бюджета Челябинской области.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Челябинска от 20 января 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требований Кадочниковой Е.А. -удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.Челябинска предоставить Кадочниковой Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте г.Челябинска, общей площадью не менее **** кв.м. за счет средств бюджета Челябинской области.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Кадочниковой Е.А. - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.