Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего А.Н. Пономарёва, судей В.В. Лукьянченко, О.Н. Бурениной, при секретаре В.В. Черныш, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе Т.В. Карачевой на решение Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 12 сентября 2014 года по делу по заявлению Т.В. Карачевой об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области по изменению кадастровой стоимости земельного участка, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Т.В. Карачева обратилась в суд с указанным выше заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, ссылаясь на то, что является собственником земли в Московской области, кадастровая стоимость которой установлена в соответствии с решением суда, однако, несмотря на вынесенное судом решение кадастровая стоимость её земельного участка определена в размере, существенно превышающем его рыночную стоимость. Это влечет для заявителя обязанность уплачивать налог в повышенном размере, что она считает неправильным.
Решением Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 12 сентября 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления Т.В. Карачевой об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии " по Московской области по изменению кадастровой стоимости земельного участка отказать.
В апелляционной жалобе Т.В. Карачевой ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Т.В. Карачева и её представитель адвокат А.В. Паниткова, действующая на основании ордера от 27 апреля 2015 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - А.А. Макарьев, по доверенности от 10 марта 2015 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Т.В. Карачеву, её представителя, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Т.В. Карачева является собственником расположенного в --- земельного участка ---, площадью --- кв.м., относящегося к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Решением --- городского суда Московской области от 19 июня 2013 года кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена в размере его рыночной стоимости - --- р.
В последующем результаты кадастровой оценки земельного участка по состоянию на декабрь 2013 года были утверждены в размере --- р. в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов Московской области".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что при определении кадастровой оценки земельного участка на декабрь 2013 года не имелось правовых оснований исходить из решения суда, постановленного до указанной даты и без учета определенного законом порядка.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации).
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (статья 65, пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, для проведения работ по государственной оценке земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством (пункт 1). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (пункт 3) и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признаётся часть земель, однородных по целевому назначению, ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 20 марта 2003 г. N П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промушленности и иного специального назначения, Приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков Российской Федерации; выбор исполнителя работ по кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Пунктами 9.1, 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
После получения указанных сведений и акта проверки территориальный орган исполнительной власти Росреестра по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 г. N 681/27, утверждение результатов кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области входит в компетенцию данного Министерства.
В соответствии с этим установлено, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участок в составе земель населенных пунктов Московской области" принято с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законодательством к принятию таких правовых актов, в установленном законом порядке оно не признавалось недействующим и не отменялось.
Таким образом, с учетом принципа единой системы государственного кадастрового учета недвижимости в основу кадастровой оценки обоснованно были положены утвержденные в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки, а не решение суда, постановленное до утверждения этих результатов компетентным органом государственной власти.
Изложенное опровергает доводы жалобы о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и (или) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии " по Московской области совершили незаконные действия, выразившиеся во внесении изменений в государственный кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков в Одинцовском районе.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к тому, что кадастровая стоимость их земельных участков, указанная в государственном кадастре недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость.
Между тем ФГБУ "Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области не осуществляет проверку соответствия утверждаемых результатов кадастровой оценки земли её рыночной стоимости.
Не входит указанная обязанность и в компетенцию Министерства экологии Московской области.
В силу положений пункта 31 Административного регламента по исполнению государственной функции по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области, утверждённого распоряжением Министерства экологии Московской области N 112-РМ от 12 ноября 2008 г., данное Министерство проверяет представленные результаты государственной кадастровой оценки земель лишь на наличие технических ошибок без права корректировки цифровых значений.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, результаты определения кадастровой стоимости могли быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таком положении заявитель Т.В. Карачева имела возможность обратиться с соответствующим иском в арбитражный суд, но своим правом не воспользовалась.
В настоящее время порядок оспаривания государственной оценки изменен и не относится к компетенции районного суда, рассмотревшего дело.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Черёмушкинского районного суда г. Москвы от 12 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.