Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Власенко И.Г., Деттяревой Л.Б.,
при секретаре Сокур М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дудникова В.Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены, за Дудниковым В.Н. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру "адрес", общей площадью ... жилой площадью ...
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дудников В.Н. обратился в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указал, что на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ выданного Лесозаводской КЭЧ района Дальневосточного военного округа Министерства обороны СССР является нанимателем жилого помещения - "адрес". Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ квартира, в которой он проживает, не входит перечень квартир, включенных в число служебных помещений жилищного фонда, находящихся в оперативном управлении Лесозаводской КЭЧ Дальневосточного военного округа. Жилой дом "адрес" расположен на территории военного городка N "Медведицкий". Распоряжением Правительства РФ N 1330-р от 15.09.2009 военный городок N "Медведицкий" исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Просил признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" в порядке приватизации.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Министерства обороны РФ, представители третьих лиц - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласился ответчик - Министерство обороны Российской Федерации, его представителем подана апелляционная жалоба об отмене решения как незаконного.
В жалобе указано на нарушение норм материального права, служебный статус жилого помещения, отсутствие доказательств того, что ответчики состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда.
По материалам дела установлено, что Дудников В.Н. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга на день увольнения составила ...
В период службы согласно талону к ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ (не содержащего отметки о служебном статусе жилого помещения), выданного КЭЧ Лесозаводского района Дальневосточного военного округа МО СССР Дудникову В.Н. предоставлена квартира "адрес".
Из справки Военного комиссариата Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сведений о получении Дудниковым В.Н. субсидии на приобретение и строительство жилья, получении жилищного сертификата в ее личном деле нет.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с учетом положений статей 2, 4, 11 Закона РФ N 1541-1 от 04.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающих право граждан на приватизацию занимаемых ими жилых помещений, обоснованно принял во внимание, что правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации.
Действовавшим на период службы и дату предоставления истцу жилого помещения Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-I "О статусе военнослужащих" для всех категорий военнослужащих было установлено правило, в соответствии с которым им на первые 5 лет военной службы предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков предоставлялись жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15), т.е. по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу.
При этом согласно пункту 10 статьи 15 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, имели право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который, в отличие от предыдущего правового регулирования, закрепил начиная с 1998 года иной порядок предоставления служебного жилого помещения на весь срок военной службы.
В отношении же военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года, согласно разъяснений, содержащихся в определении Конституционного суда РФ от 14.05.2013 N 694-О в связи с тем, что действие соответствующих норм на дату службы распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее, сохранена ранее существовавшая гарантия в виде возможности предоставления им жилых помещений на общих основаниях при продолжении военной службы свыше пяти лет, в том числе по договору социального найма.
При определении статуса спорного жилого помещения установлено, что в связи с переходом на новую систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями, Указом Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации было поручено с 1 января 1997 года начать формирование служебного жилищного фонда военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках, перечни которых подлежали утверждению Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
В развитие указанного положения распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р утвержден Перечень закрытых военных городков ВС РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, имеющих жилищный фонд (далее Перечень).
Военный городок "Лесозаводский район, п. Медведицкий, N" включен в Перечень закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд, распоряжением Правительства РФ N 940-р от 09.07.2002, исключен из указанного Перечня согласно распоряжению Правительства РФ N 1330-р от 15.09.2009.
ДД.ММ.ГГГГ, после включения указанного военного городка в Перечень, Лесозаводская КЭЧ ДВО обратилась в Теруправление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю с ходатайством N1014 о включении жилых помещений военного городка "п. Медведицкий, N" в число служебных помещений специализированного жилищного фонда.
Распоряжением Территориального управления по Приморскому краю Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень таких квартир, за исключением спорной квартиры, которая не включена в число служебных жилых помещений указанного военного городка.
Изложенные в жалобе доводы о том, что статус жилого помещения подлежит определению исходя из положений законодательства, действующего на момент предоставления жилого помещения не опровергает выводов суда, поскольку решения органа местного самоуправления о присвоении жилому помещению статуса служебного, согласно ст. 101 ЖК РСФСР (действующей на дату предоставления жилого помещения) в материалах дела не содержится.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку выводов суда не опровергают, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.