Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Туктамышевой О.В.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Партизанского района о признании недействующим в части постановления администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 25 июня 2012 года N 622 по апелляционной жалобе администрации Партизанского муниципального района Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края от 24 февраля 2015 года, которым заявление и.о. прокурора Партизанского района удовлетворено: пункт 2.7 административного регламента предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением администрации Партизанского муниципального района от 25 июня 2012 года N 622, признан противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., заключение прокурора Дорожкиной В.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
и.о. прокурора Партизанского района обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 25 июня 2012 года администрацией Партизанского муниципального района Приморского края принято постановление N 622, которым утвержден административный регламент предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков". Пунктом 2.7 административного регламента предусмотрено, что основанием для предоставления муниципальной услуги являются заявление о выдаче градостроительного плана либо заявление о внесении изменений в градостроительный план. К заявлению прилагается пакет документов, включающий в себя: копию правоустанавливающих документов на земельный участок; копию кадастрового плана; копию правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в отношении которого требуется изготовление градостроительного плана, при наличии объектов капитального строительства на земельном участке; копию технического паспорта на здание, сооружение или копию кадастрового паспорта объекта недвижимости; копию литерной схемы; оригинал топографической съемки земельного участка в масштабе 1:500; копию доверенности; копию документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица. Прокурор полагает, что данный пункт административного регламента противоречит действующему законодательству. Истребование у заявителя правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, кадастрового паспорта и технического паспорта на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке, топосъемки земельного участка, противоречит ч.4 ст.45 и ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ. Нормы Градостроительного кодекса РФ не предусматривают обязанность гражданина предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Возложение на заявителя обязанности вместе с заявлением о выдаче градостроительного плана предоставить дополнительные документы является не только нарушением ч.17 ст.46, ч.5 ст.45, ч.7 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, но и коррупциогенным фактором, устанавливающим завышенные требования к лицам, предъявляемым для реализации принадлежащих им прав. Просит признать п.2.7 постановления администрации Партизанского муниципального района от 25 июня 2012 года N 622 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", противоречащим ст.ст. 43-46, 48, 50-53 Градостроительного кодекса РФ со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители администрации Партизанского муниципального района не согласились с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок законно и обоснованно, т.к. только застройщику органы местного самоуправления имеют право выдать градостроительный план земельного участка. Ссылки прокурора на нарушение регламентом требований ч.4 ст.45 Градостроительного кодекса РФ необоснованны, т.к. в регламенте речь идет о подготовке градостроительного плана в виде отдельного документа, а не в составе проекта межевания территории. Проект межевания территории осуществляется при подготовке документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района и проводится за счет средств соответствующего бюджета. Границы конкретного участка, на который запрашивается градостроительный план, могут быть установлены только на основании соответствующих кадастровых работ. Установление границ земельного участка и предоставление топографического материала действующим федеральным законодательством возложено на заявителя. Застройщик вправе заказать проведение топосъемки у любого кадастрового инженера, осуществляющего свою деятельность на территории РФ. Данный факт объективно делает невозможным направление запроса для предоставления топосъемки по межведомственному взаимодействию. С учетом данных обстоятельств в регламенте обоснованно были предусмотрены требования к заявителю о предоставлении правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором планируется осуществление строительства (реконструкции), и топосъемки соответствующего земельного участка.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Партизанского муниципального района ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
По делу установлено, что постановлением администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 25 июня 2012 года N 622 утвержден административный регламент предоставления администрацией Партизанского муниципального района муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков".
Пунктом 2.7 административного регламента установлен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, как по письменному запросу, так и по запросу в электронной форме, включающий в себя: заявление о выдаче градостроительного плана, заявление о внесении изменений в градостроительный план; копию правоустанавливающих документов на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор аренды, постановление администрации Партизанского муниципального района, уполномоченного распоряжаться землями, о предварительном согласовании места размещения капитального строительства и тому подобные документы); копию кадастрового паспорта земельного участка (копия кадастровой выписки о земельном участке); копию правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в отношении которого требуется составление градостроительного плана (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор мены и иные документы) - при наличии объектов капитального строительства на земельном участке; копию технического паспорта на здание, строение, сооружение или копию кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке), копию литеральной схемы, в случае расположения нескольких объектов капитального строительства на одном земельном участке; оригинал топографической съемки земельного участка в масштабе 1:500, выполненный лицензированной организацией, согласованной в установленном порядке, сроком не более одного года, с нанесенными градостроительными ограничениями (красными линиями и охранными зонами инженерных сетей); копию доверенности, копию документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (если обращение осуществляется через доверенное лицо).
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка возложена на уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления).
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможность идентификации обратившегося лица.
Форма градостроительного плана земельного участка, утвержденная Приказом Министерства регионального развития РФ от 10 мая 2011 года N 207, также не содержит никаких предписаний о предоставлении заявителем каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка.
Для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 Кодекса). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46 Кодекса.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, в связи с чем на возникшие правоотношения распространяются положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулирующего отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст.3 Закона).
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истребование у заявителя правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, кадастрового паспорта и технического паспорта на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке, топосъемки земельного участка противоречит положениям ч.4 ст.45 и ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, поскольку устанавливает для заявителей требования о предоставлении документов, содержащих сведения, необходимые для заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 N 207, который также не содержит никаких предписаний о предоставлении заявителем каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка, что является прямым нарушением прав лиц, обратившихся за получением градостроительного плана земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что возложение на заявителей обязанности предоставить документы, указанные в п.2.7 административного регламента, в соответствии с п.п."а" п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, является коррупциогенным фактором, устанавливающим завышенные требования к лицам, предъявляемых для реализации принадлежащих им прав (установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям).
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что наличие права на земельный участок является обязательным условием для получения градостроительного плана земельного участка, а установление границ земельного участка и предоставление топографического материала действующим законодательством возложено на заявителя, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм права.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Партизанского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.