Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Стёпина А.Б.
при секретаре Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционному представлению прокурора Черноярского района Астраханской области на решение Черноярского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению Открытого акционерного общества " "данные изъяты"" о признании незаконным представления прокурора Черноярского района Астраханской области,
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество " "данные изъяты"" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора Черноярского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении нарушений жилищного законодательства, полученного им ДД.ММ.ГГГГ. Согласно доводам заявителя, в указанном представлении прокурор требует от общества устранить неполноту объема работы по взысканию суммы дебиторской задолженности, при этом в нем отсутствуют ссылки на конкретные нормы федеральных законов, нормативных правовых актов, нарушения которых были допущены заявителем. Кроме того, требование прокурора по усилению работы, направленной на взыскание дебиторской задолженности, является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ОАО " "данные изъяты"", что недопустимо в силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Н.М.А. поддержала заявление по изложенным в нем доводам
Помощник прокурора Черноярского района Астраханской области М.М.Н. просил в удовлетворении заявления ОАО " "данные изъяты"" отказать, полагая, что представление прокурора является законным и обоснованным.
Решением Черноярского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление ОАО " "данные изъяты"" удовлетворено, представление прокурора Черноярского района Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства, внесенное в адрес ОАО " "данные изъяты"", признано незаконным.
В апелляционном представлении прокурор Черноярского района Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на его незаконность. Считает, что в судебном заседании, объективных данных, свидетельствующих о том, что прокурор Черноярского района Астраханской области вмешивался в оперативно-хозяйственную деятельность ОАО " "данные изъяты"", а также нарушил права общества на осуществление своей деятельности, не представлено.
Заслушав докладчика, помощника прокурора Д.Э.М., поддержавшую доводы представления, представителя ОАО " "данные изъяты"" Н.М.А., возражавшую против удовлетворения представления, проверив материалы дела и доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшего по делу решения.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе, должностные лица органов прокуратуры.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 24 данного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Черноярского района Астраханской области по заданию прокуратуры Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по вопросу соблюдения ОАО " "данные изъяты"" требований жилищного законодательства при взыскании задолженности за поставленную электроэнергию.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором Черноярского района в адрес генерального директора ОАО " "данные изъяты"" внесено представление N об устранении нарушений жилищного законодательства. Согласно данному представлению проверкой установлено, что задолженность абонентов, потребляющих электроэнергию для бытовых нужд, на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" рубля, из них: в ДД.ММ.ГГГГ году предъявлено лишь "данные изъяты" исков на сумму "данные изъяты" рублей. Направлено "данные изъяты" исполнительных листов на сумму "данные изъяты" рубль, оплачено лишь "данные изъяты" исполнительных листов на сумму "данные изъяты" рублей. Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что работа по взысканию задолженности ОАО " "данные изъяты"" в полном объеме не осуществляется. Согласно доводам представления, отмеченные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку могут повлечь прекращение подачи коммунальных ресурсов и подлежат немедленному устранению. В связи с этим, прокурор требует от заявителя: безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные в представлении нарушения закона; рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района; о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру Черноярского района в письменном виде в месячный срок.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что представление прокурора, понуждающее ОАО " "данные изъяты"" наладить работу по взысканию с абонентов задолженности за предоставленную электроэнергию не соответствует закону, поскольку в данном случае происходит вмешательство в свободу осуществления гражданских прав и обязанностей данного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на основании свободного установления своих прав и обязанностей на основе договора, а достижение целей прокурорского реагирования в виде недопущения прекращения подачи коммунальных ресурсов, возможно иным способом.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является верным.
В силу п. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Согласно Уставу ОАО " "данные изъяты"" является самостоятельным юридическим лицом, основной целью деятельности которого является получение прибыли. Для получения прибыли Общество осуществляет, в том числе, реализацию (продажу) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), предоставление коммунальных услуг населению.
ОАО " "данные изъяты"" осуществляет также взыскание с потребителей в судебном порядке задолженности по оплате за предоставленные коммунальные услуги.
При этом, сроки и объем данной работы законодательством или соглашением сторон не урегулированы, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Таким образом, обращение в суд является субъективным правом, а не обязанностью ОАО " "данные изъяты"" как субъекта гражданских правоотношений.
Удовлетворяя требования ООО " "данные изъяты"" и признавая представление незаконным, суд обоснованно исходил из того, что прокурором не доказано, что работа по взысканию с абонентов задолженности за поставленную электроэнергию ОАО " "данные изъяты"" в полном объеме не осуществляется и, в связи с этим, имеют место нарушения требований жилищного законодательства , с чем согласна судебная коллегия.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что избранный прокурором способ устранения выявленных в ходе прокурорской проверки недостатков не отвечает требованиям п. 2 ст. 26 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", поскольку по существу является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ОАО " "данные изъяты"" .
Поскольку органы прокуратуры не могут подменять и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, оспариваемое представление и по этому основанию следует признать незаконным, нарушающим права заявителя на осуществление своей деятельности.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черноярского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Черноярского района Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Баранов Г.В.
Судьи областного суда Хаирова Д.Р.
Стёпин А.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.