Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Цуркан Л.С., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Горчинской Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2015 года апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ N 28 по г.Москве и Московской области на решение Жуковского городского суда Московской области от 03 февраля 2015 года по делу по иску Абакумовой Ирины Викторовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ N 28 по г.Москве и Московской области о включении в страховой стаж периодов работы,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Абакумова И.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ N28 о включении в страховой стаж периодов работы.
В обоснование иска указала, что в период с 17.09.1991 года по настоящее время она работает в учреждении здравоохранения и осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения.
31 января 2014 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ N 28 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по ст. 27 п.1 п.п. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ей было отказано по мотивам отсутствия требуемого специального стажа - 30 лет.
Просила включить в ее специальный стаж периоды работы 18.02.2000 года по 01.04.2001 года, в льготном исчислении, год работы как год и 6 месяцев, в должности медсестры операционной оперблока Муниципального предприятия "Люберецкая районная больница N 1", с 07.07.2004 года по 30.11.2004 года в должности операционной медицинской сестры в хирургическом отделении в ООО "ДЭРАЙС", с 27.08.2007 года по 16.11.2007 года в должности операционной медицинской сестры в ООО "МЕДИФРАНС", в календарном исчислении периоды прохождения курсов повышения квалификации с 02.04.2001 года по 15.04.2001 года; с 23.01.2006 года по 12.02.2006 года; с 01.03.2006 года по 03.03.2006 года; с 24.01.2011 года по 24.02.2011 года; с 11.09.2012 года по 10.10.2012 года.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменные возражения на иск.
Решением суда исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, 31 января 2014 года истица обратилась в ГУ - УПФ РФ N 28 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что согласно ст.27 п.1 п.п.20 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.
В назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью по ст. 27 п.1 п.п. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" истице было отказано по мотивам отсутствия требуемого специального стажа - 30 лет.
Согласно протоколу отказа специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 26 лет 3 месяца 3 дня.
В тоже время комиссия не засчитала в специальный стаж следующие периоды работы:
18.02.2000 года по 01.04.2001 года, в льготном исчислении, год работы как год и 6 месяцев, в должности медсестры операционной оперблока Муниципального предприятия "Люберецкая районная больница N 1", так как Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 предусмотрено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, применяются в отношении лечебной работы, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения,
07.07.2004 года по 30.11.2004 года в должности операционной медицинской сестры в хирургическом отделении в ООО "ДЭРАЙС", так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛСЗЛ) данный период отсутствует,
с 27.08.2007 года по 16.11.2007 года в должности операционной медицинской сестры в ООО "МЕДИФРАНС", так как в выписке из ИЛСЗЛ организация не указывает код (основание) льготы,
в календарном исчислении с 02.04.2001 года по 15.04.2001 года; с 23.01.2006 года по 12.02.2006 года; с 01.03.2006 года по 03.03.2006 года; с 24.01.2011 года по 24.02.2011 года; с 11.09.2012 года по 10.10.2012 года
курсы повышения квалификации, так как обучение проходило с отрывом от производства, т.е. отсутствовал факт работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Постановляя решение о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении, год работы как год и 6 месяцев, периода работы 18.02.2000 года по 01.04.2001 года в должности медсестры операционной оперблока Муниципального предприятия "Люберецкая районная больница N 1", суд первой инстанции исходил из того, что должность истца и структурное подразделение предусмотрено Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом, исходит из следующего.
В соответствии с п.п. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу пункта 5 п.п. "б" Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 - лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж как год и 6 месяцев.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан права на трудовые пенсии" от 11 декабря 2012 года N 30 - по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2001 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения работы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 - в графе "наименование учреждений" предусмотрены: районные больницы.
В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066, предусмотрено наименование структурных подразделений - операционный блок (оперблок) и должность среднего медицинского персонала: операционная медицинская сестра.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан права на трудовые пенсии" от 11 декабря 2012 года N 30 - в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (статья 27 названного Закона), периода его работы подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых заявителем функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемых должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).
Таким образом, период работы истицы с 18.02.2000 года по 01.04.2001 года в должности медсестры операционной оперблока Муниципального предприятия "Люберецкая районная больница N 1" подлежит зачету в специальный стаж истца в льготном исчислении, год работы как год и 6 месяцев.
Кроме того, судебная коллегия находит правильным вывод суда о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516 - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которых работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В период обучения работодателем ежегодно предоставлялись истице дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, поэтому данные периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж работы.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
За все периоды обучения истице были выданы сертификаты и диплом, подтверждающие мою профессиональную пригодность.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Между тем, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в части включения в специальный стаж истца, как в календарном, так и в льготном исчислении периодов работы с 07.07.2004 года по 30.11.2004 года в должности операционной медицинской сестры в хирургическом отделении ООО "ДЭРАЙС", с 27.08.2007 года по 16.11.2007 года в должности операционной медицинской сестры ООО "МЕДИФРАНС", по следующим основаниям.
Списком N781 и Постановлением Конституционного Суда N 11-П от 03.06.2004 года предусмотрена организационно-правовая форма - "учреждение".
В соответствие с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, что в силу подпунктов 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ N173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом, форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В силу положений ст. 120 ГК РФ и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общества с ограниченной ответственностью не относятся к учреждениям.
Установление для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом, учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться нарушение принципа равенства всех перед законом либо ограничение граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом РФ в Определении N197-0 от 18.06.2004 года.
Таким образом, основания для включения периодов с 07.07.2004 года по 30.11.2004 года. с 27.08.2007 года по 16.11.2007 года в специальный стаж истца, как в календарном, так и в льготном исчислении, отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жуковского городского суда Московской области от 03 февраля 2015 года в части включения в специальный стаж Абакумовой И.В. периодов работы с 07.07.2004 года по 30.11.2004 года в должности операционной медицинской сестры в хирургическом отделении ООО "ДЭРАЙС", с 27.08.2007 года по 16.11.2007 года в должности операционной медицинской сестры ООО "МЕДИФРАНС" отменить, в отмененной части постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Абакумовой Ирины Викторовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ N 28 по г.Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы с 07.07.2004 года по 30.11.2004 года в должности операционной медицинской сестры в хирургическом отделении ООО "ДЭРАЙС", с 27.08.2007 года по 16.11.2007 года в должности операционной медицинской сестры ООО "МЕДИФРАНС" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционною жалобу ГУ УПФ РФ N 28 по г.Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.