Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Березовской О.С. представителя Анохиной (Остапенко) А.В. на решение Самарского областного суда от 18.09.2014 года, постановление Самарского районного суда г. Самары от 27.10.2014 года и решение судьи Самарского областного суда от 25.12.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Анохиной (Остапенко) А.В.
УСТАНОВИЛ:
протоколом об административном правонарушении 12 N от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным УУП ОП N У МВД России по "адрес", Остапенко (Анохина) А.В. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18.00 часов до 18.15 часов, находясь по адресу: "адрес", в сквере им. ФИО6, являясь, согласно п. 6 ст. 2 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ года, участником пикетирования - публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих средства наглядной агитации, проводимого (организованного) с нарушением установленного порядка пикетирования, выразившимся в использовании участниками пикетирования средств маскировки лица и проведении публичного мероприятия без уведомления в установленный срок администрации г.о. Самара, с использованием средств маскировки лица, раздавала гражданам, находящимся в сквере, агитационный материал, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить свои действия не реагировала.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 16.07.2014 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Анохиной(Остапенко) А.В. было прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Решением Самарского областного суда от 18.09.2014 года постановление Самарского районного суда г. Самары от 16.07.2014 года отменено материалы административного дела направлены в Самарский районный суд г. Самары на новое рассмотрение.
Постановлением Самарского районного суда г. Самары от 27.10.2014 года Анохина (Остапенко) А.В. привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст.20.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей, за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Решением судьи Самарского областного суда от 25.12.2014 года постановление Самарского районного суда г. Самары от 27.10.2014 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Березовская О.С., ссылаясь на невиновность Анохиной(Остапенко) А.В. в совершении административного правонарушения, просит состоявшиеся по делу решения отменить, как незаконные и необоснованные, с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку она участвовала в публичном мероприятии в специально отведенном месте, в соответствии с требованиями закона, число участников было 5 человек, поэтому уведомления на проведение данного мероприятия не требовалось.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, урегулировано нормами Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в силу положений которого установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.
Из содержания ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ следует, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Участники публичного мероприятия обязаны соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Данные нормы направлены на обеспечение жизни и здоровья лиц, участвующих в публичном мероприятии, лиц, не участвующих в них, но находящихся в непосредственной близости, и одновременно на возможность органами власти и местного самоуправления обеспечить надлежащий общественный порядок и безопасность.
Согласно статье 8 Федерального закона от 19.06.2004 года N54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют места единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Как указано в ст. 3.2 Закона Самарской области от 08.04.2005 N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области", единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяются Департаментом в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статьей 3.3 Закона Самарской области N 105-ГД установлено, что после определения в установленном настоящим Законом порядке специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с Департаментом или главой местной администрации муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и настоящим Законом.
Из указанных выше законов судебными инстанциями при рассмотрении данного административного дела 18.09.2014г., 27.10.2014г. и 25.12.2014 г. обоснованно сделан вывод, что в специально отведенных местах без уведомления, направленного согласно положениям ст. 7 Федерального закона, разрешено проводить не все публичные мероприятия, а лишь специально оговоренные в законе: собрания и одиночные пикеты.
Приказом Департамента по общественной безопасности определено, что одним из специально отведенных мест является сквер им. А.С. Пушкина в г. Самаре.
Из материалов дела следует, что постановлением Самарского районного суда от 16.07.2014 года административное дело в отношении Анохиной (Остапенко) А.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
На данное постановление прокурором Самарского района г. Самары был принесен протест, который удовлетворен решением судьи Самарского областного суда от 18.09.2014 года и постановление Самарского районного суда г. Самары от 16.07.2014 года обоснованно отменено с направлением административного дела на новое рассмотрение, поскольку районным судьей: не принято во внимание, что законом субъекта РФ устанавливается предельная численность только тех лиц, которые участвуют в публичных мероприятиях, не требующих уведомление о проведении данного мероприятия в силу прямого указания Федерального Закона, а собрания и пикетирования, проводимые более чем одним участником требуют обязательного уведомления, что следует из ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"; дана неверная оценка установленным по делу обстоятельствам относительно раздачи участниками пикета листовок с текстом на иностранном языке, которые вопреки прямому указанию закона были расценены судом как не нарушающие порядок проведения публичного мероприятия; не дана правовая оценка имеющимся в деле доказательствам - рапорту УУП ОП N У МВД России по "адрес" от 11.04.2014 года и сообщению администрации г.о. Самара от 23.04.2014 года об отсутствии уведомления о проведении указанного публичного мероприятия.
При новом рассмотрении административного дела 18.09.2014 года, 27.10.2014 года и 25.12.2014 года судебными инстанциями правильно установлено, что 11.04.2014 года в период времени с 18.00 часов до 18.15 часов Анохина (Остапенко) А.В., находясь в сквере им. ФИО6 на "адрес", являлась участником пикетирования, в ходе которого использовались средства наглядной агитации, приуроченные к акции " "данные изъяты"", иные средства наглядной агитации, участниками пикета заклеивались рты серебристым скотчем, проводимого (организованного) без уведомления о проведении указанного публичного мероприятия в установленном законом порядке, чем нарушила установленный порядок пикетирования и совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Анохиной (Остапенко) А.В. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 14.05.2014 года; рапортом УУП ОП N 5 У МВД России по г. Самаре от 11.04.2014 года о проведении публичного мероприятия без соответствующего уведомления; сообщением администрации г.о. Самара об отсутствии уведомления о проведении указанного публичного мероприятия от 23.04.2014 года; фото и видеоматериалом, обозревавшимся в судебных заседаниях, подтверждающим наличие события административного правонарушения; объяснениями Анохиной (Остапенко) А.В. по обстоятельствам совершенного административного правонарушения; объяснениями свидетелей ФИО1. ФИО2, ФИО9, ФИО3 о том, что в сквере незнакомые лица с заклеиными серебристым скотчем ртами раздавали им агитационные материалы.
Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, судебными инстанциями на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения и выводы о виновности Анохиной (Остапенко) А.В. и наличии в действиях состава данного административного правонарушения сделаны на основании исследования собранных по делу доказательств.
Законность и обоснованность постановления, вынесенного 27.10.2014 года районным судьей, в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ. В решении судьи от 25.12.2014 года дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и всем доводам жалобы, с изложением мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления районного судьи.
Доводы Березовской О.С. о том, что Анохина (Остапенко) А.В не нарушала требования закона, запрещающего в момент пикетирования скрывать лицо средствами, затрудняющими установление личности, были проверены судебными инстанциями и обоснованно отвергнуты, поскольку в период пикетирования часть лица Анохиной (Остапенко) А.В. была заклеена серебристым скотчем и на голову был надет капюшон, что скрывало лицо до невозможности установления личности.
Доводы представителя об отсутствии в действиях Анохиной (Остапенко) А.В. состава административного правонарушения несостоятельны, поскольку опровергаются исследованными судебными инстанциями неоспоримыми доказательствами, которые свидетельствуют о наличии в действиях Анохиной (Остапенко) А.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подтверждают, что она приняла участие в пикетировании, не согласованном с органом исполнительной власти, с использованием средств маскировки.
Другие доводы, Березовской О.С., аналогичные указанным в жалобе, являлись предметом проверки судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных решениях, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность решений, состоявшихся по делу об административном правонарушении.
Положения КоАП РФ не допускают переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела надзорной инстанцией.
Нарушений норм материального и процессуального административного права судебными инстанциями не допущено, наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя в пределах санкции ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.17 ч.2 п.1, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Самарского областного суда от 18.09.2014 года об отмене постановления Самарского районного суда г. Самары от 16.07.2014 года по административному делу в отношении Анохиной(Остапенко) А.В. о прекращении производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, с направлением материалов дела на новое рассмотрение; постановление Самарского районного суда г. Самары от 27.10.2014 года и решение судьи Самарского областного суда от 25.12.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Анохиной(Остапенко) А.В. - оставить без изменения, а надзорную жалобу Березовской О.С. представителя Анохиной(Остапенко) А.В. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.