Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Алиевой Э.З.,
судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре М.Р.З.
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан ФИО25
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Курбанова Г. М.
на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 02 марта 2015года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Курбанова Г. М. к ГУ МЧС России по РД о признании приказа об увольнении N122-НС от 31.12.2014г., незаконным и восстановлении на работе, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение Курбанова Г. М. об отмене решения суда и принять по делу новое решение, удовлетворив его исковые требования, объяснение представителя ГУ МЧС России по РД по доверенности Магомедова М.И., об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курбанов Г.М. на основании контракта от 01.11.2010года принят на военную службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам ГО ЧС и ликвидации стихийных бедствий сроком до 01.03.2015года.
26.12.2013г. он получил уведомление, о предстоящем увольнении его из ГПС (государственной противопожарной службы), в связи с достижением предельного возраста, а также о направлении его для прохождения военно-врачебной комиссии.
В связи с этим в июне он подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС РФ по РД Казимагомедову Н.М. о желании продлить контракт до августа 2015 года, так как он достиг к этому времени предельного возраста.
Прошел военно-врачебную комиссию, которая вынесла заключение о том, что он по состоянию здоровья годен к службе. Однако начальство продлило срок контракта только до 31 декабря 2014г, хотя основной контракт был заключен до 01 марта 2015года.
В июне он подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС РФ по РД Казимагомедова Н.М. о желании продлить контракт до августа 2015г., так как заключение медицинской комиссии по поводу состояния его здоровья положительное и он годен для службы.
Однако в декабре его вынудили подать рапорт об увольнении связи с достижением предельного возраста. В связи с его рапортом его и уволили приказом N122-НС от 31.12.2014года. О последствиях его увольнения он не знал, о чем узнал после увольнения. Восстановление на службе ему необходимо для достижения его стажа в МЧС 26 года, так как стаж на данный момент достигает 25 лет и 10 месяцев, до 26 лет не хватает 2х месяцев, в связи с этим он теряет 3% надбавку к полагаемой пенсии по выслуге лет.
Поэтому обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по РД о признании приказа об увольнении N122-НС от 31.12.2014г., незаконным и восстановлении на работе.
В суде Курбанов Г.М. иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ГУ МЧС России по РД (по доверенности) Магомедов М.И. иск не признал, в его удовлетворении просил отказать и представил в суд возражения по этому иску, полагает, что увольнение истца из государственной противопожарной службы произведено в соответствии с действующим законодательством РФ.
Представитель ФГКУ "Отряд ФПС" по РД в удовлетворении иска просил отказать.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Курбанов Г. М. просит решение Советского районного суда г. Махачкалы от 02 марта 2015г. отменить, восстановить его на военную службу в ГУ МЧС России по РД.
В обоснование жалобы указал, что уведомление от 26.12.2014г. о предстоящем увольнении он не получал, приказ об увольнении вручен ему на руки - 31.12.2014г., то есть во время нахождения на работе, тогда как он намерен был отслужить в ГУ МЧС России по РД до окончания контракта т.е. до 01.03.2015г., для достижения возраста по выслуге 26 лет.
Таким образом, работодатель нарушил нормы ч. 1 и 2 ст. 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 года за N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.
На момент увольнения стаж его военной службы составляет 25 лет и 10 месяцев, ему недостаточно 2х месяцев для достижения военного стажа 26 лет и это ущемляет мое право на 3 % надбавку к пенсии, которая была бы мне положена со стажем 26лет, на данный момент ему необходимо восстановление на службе для достижения стажа по военной службе 26 лет.
Также указал, что добросовестно исполнял свои обязанности, не имел дисциплинарных нарушений. Считает, что работодатель, расторгнув основной контракт, заключенный с ним на 5 лет, ущемил его в пенсионных правах.
В возражении на апелляционную жалобу представитель ГУ МЧС России по РД по доверенности Магомедов М.И. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. На основе данных конституционных положений пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет право работника в любое время расторгнуть трудовой договор с работодателем. Данная норма направлена на защиту трудовых прав работника и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Предусмотрев в части 1 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации возможность для работника беспрепятственно в любое время уволиться по собственной инициативе, федеральный законодатель создал правовой механизм, обеспечивающий реализацию права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду.
Таким образом, сама по себе правовая природа права на расторжение трудового договора по инициативе работника, предполагает отсутствие спора между работником и работодателем по поводу увольнения и не может влечь само по себе каких-либо неблагоприятных последствий.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
В силу п. п. 8, 9 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17 марта 2004 года, Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).
При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 7 ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Из изложенного следует, что в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы применяются нормы трудового законодательства, с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц.
Нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел, в том числе вопросы приема и увольнения со службы, осуществляется специальным законодательством: Положением о службе в органах внутренних дел РФ, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ N от "дата".
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. N 4202-1, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по собственному желанию.
На основании п. 3 ст. 77, ст. 80 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Курбанов Г.М., с 01.11.2010г. по 31.12.2014г. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС РФ.
26.12.2013г. Курбанов Г.М., получил уведомление, о предстоящем увольнении его из ГПС (государственной противопожарной службы), в связи с достижением предельного возраста.
01 декабря 2014 года Г.М.Курбановым собственноручно написан рапорт, в котором он просит уволить его со службы в связи с достижением предельного возраста на службе.
Приказом ФГКУ "Отряд ФПС по РД" N 122-НС от 31.12.2014 года Курбанов Г.М. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. "б" части 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, то есть по достижению предельного возраста.
На день увольнения, возраст Г.М.Курбанова составлял 45 лет. Согласно листу беседы о предстоящем увольнении от 30.12.2014 с Курбановым Г.М. была проведена беседа, в ходе которой он изъявил согласие с его увольнением.
Согласно расписке, при увольнении Курбанов Г.М. получил на руки трудовую книжку, военный билет и выписку из приказа об увольнении. При увольнении данному сотруднику произведены все предусмотренные законодательством РФ выплаты.
Довод апелляционной жалобы о том, что истца вынудили подать рапорт об увольнении в связи с достижением предельного возраста, не подтверждён истцом относимыми и допустимыми доказательствами в судах первой и апелляционной инстанций.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что при увольнении Курбанова Г.М. нарушений норм трудового законодательства работодателем не допущено.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 02 марта 2015года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курбанова Г.М. "." - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.