ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа 25 мая 2015 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания П.Г.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению дачного некоммерческого партнёрства "Устье Юрюзань" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
дачное некоммерческое партнёрство "Устье Юрюзань" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью 305 217 кв.м., расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения дачного некоммерческого партнёрства "Устье Юрюзань" (договор аренды земельного участка N286 от 11 сентября 2014 года, зарегистрирован в Федеральной регистрационной службе по Республике Башкортостан 24 сентября 2014 года).
Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 25 декабря 2013 года N 618 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Башкортостан" в размере 177 889 624,11 рублей.
Дачное некоммерческое партнёрство "Устье Юрюзань" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости согласно отчету об оценке N24-14 от 30 октября 2014 года, проведенного ИП З.И.А. Считают, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, существенно превышают его рыночную стоимость и это нарушает права заявителя как арендатора этого имущества и плательщика земельного налога.
Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", заявитель просил установить стоимость спорного земельного участка равной рыночной стоимости в размере ... рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
После проведения судебной оценочной экспертизы дачное некоммерческое партнёрство "Устье Юрюзань" представило уточненное заявление, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости ... коп. по состоянию на 01 января 2013 года.
В судебном заседании представитель заявителя дачного некоммерческого партнёрства "Устье Юрюзань" Кузнецова О.Б. заявление поддержала с учетом уточнений, просила удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан Янбаева Ф.З., Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Адельгильдина М.З., Администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан Салахова Э.Р. в судебном заседании просили вынести решение суда в соответствии с действующим законодательством.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются уведомления, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.
На основании статьи 167 части 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введение в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пп.1,2 и 5).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом об оценочной деятельности регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Федерального закона N135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 указанного закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221 "О государственном кадастре недвижимости".
По настоящему делу дачное некоммерческое партнёрство "Устье Юрюзань" по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления земельного налога, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права дачного некоммерческого партнёрства как арендатора.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 декабря 2013 года N 618 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Башкортостан" (вместе с "Показателями кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Башкортостан", "Средними удельными показателями кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Башкортостан в разрезе объединений и муниципальных районов") были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно данному постановлению результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Башкортостан, находящихся вне черты населенных пунктов определены по состоянию на 01 января 2013 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что дачное некоммерческое партнёрство "Устье Юрюзань" на основании договора аренды N286 от 11 сентября 2014 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью 305 217 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир населенный пункт. Участок находится примерно в 737 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: адрес, адрес.
Сведения об этом объекте недвижимости включены в государственный кадастр недвижимости 05 мая 2011 года.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2013 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 декабря 2013 года N 618 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Башкортостан" и составляет ...
В подтверждение обоснованности заявленных требований заявитель представил отчет, подготовленный ИП З.И.А ... N ... от дата, согласно которого стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет ... руб.
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков подтверждается положительным экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 13 ноября 2014 года N4105/2014.
При этом экспертным заключением отчет оценщика проверен только на соответствие законодательству, соответствие цены фактической рыночной стоимости экспертным заключением не установлено.
В целях подтверждения правильности и достоверности данного отчета определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 января 2015 года была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ... Г.А.М.
Согласно заключению эксперта упомянутого общества от 02 марта 2015 года N07/15, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет ... руб. ... коп.
Суд, оценивая заключение эксперта ... Г.А.М. N ... от дата в качестве доказательства по настоящему делу, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, поскольку заключение подготовлено квалифицированным экспертом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.
В судебном заседании эксперт ... Г.А.М ... подтвердил свое заключение, пояснил, что поскольку отсутствовали аналоги на земли сельскохозяйственного назначения и для размещения дачного хозяйства на продажу в Нуримановском и близко к нему расположенных районах Республики Башкортостан при проведении экспертизы использовались аналоги на земли с разрешенным видом использования под индивидуальное жилищное строительство и для личного подсобного хозяйства. Так как на Павловском водохранилище, где расположен спорный земельный участок, организована жилищная застройка, то целесообразно анализировать земельные участки с разрешенным видом использования под индивидуальную жилищную застройку и для личного подсобного хозяйства. Один из отобранных аналогов земельного участка находится в Нуримановском районе на берегу Павловского водохранилища, то есть там же где и спорный земельный участок. Оцениваемый участок находится в аренде, однако приоритет отдается землям находящимся в собственности. Стоимость участков находящихся в аренде, как правило, ниже аналогичных участков принадлежащих на праве собственности. Сделанный анализ показал, что рынок земельных участков с Магинск на дату оценки отсутствует. Предложения по продаже земельных участков носят единичный и случайный характер. Цены устанавливаются продавцом, так как объем предложений ограничен. Установить какую-либо зависимость (логику) представленных цен предложений не представляется возможным. Ориентироваться можно только на привлекательность района (местоположения) в целом.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено. Доказательств того, что на 01 января 2013 года - дату установления кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка - рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, материалами дела не подтверждено.
Принимая во внимание, что экспертное заключение получено в результате процессуальной деятельности суда, выбор экспертной организации, круг поставленных вопросов, решение иных вопросов, связанных с проведением судебной экспертизы, осуществлялись судом с учетом мнений всех участвующих в деле лиц, при этом доказательства нарушения экспертом методики проведения соответствующих исследований не представлено, заключение эксперта является полным, обоснованным и достоверным.
Доказательства того, что при проведении судебной экспертизы были допущены нарушения, лишающие полученное по ее результатам заключение доказательственной силы, суду не представлено. Оснований сомневаться в достоверности выводов судебной экспертизы, выполненной экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется. При этом заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ГПК Российской Федерации, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в объективности и квалификации эксперта.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что наиболее верно отражает рыночную стоимость земельного участка заключение эксперта, назначенного судом, а потому принимает его в качестве доказательства, обосновывающего правомерность заявленных дачным некоммерческим партнёрством "Устье Юрюзань" требований.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена уполномоченным органом по состоянию на 01 января 2013 года, при этом каких-либо доказательств о том, что уполномоченным органом был сделан анализ стоимости земельных участков на момент подачи заявления, не имеется.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
При этом сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Таким образом, наличие двух моделей определения стоимости земельного участка путем государственной кадастровой оценки, которая проводится за счет средств бюджета и имеет массовый характер, и путем рыночной оценки, доказываемой заявителем с учетом особенностей конкретного объекта, является предусмотренным законом способом достижения баланса интересов при осуществлении соотносящихся между собой прав по оспариванию кадастровой стоимости и обязанностей по уплате налога.
В силу правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года не влечет ее изменения с указанной даты, и применяется в соответствии с вышеприведенной статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление дачного некоммерческого партнёрства "Устье Юрюзань" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, общей площадью 305 217 кв.м., равной рыночной стоимости в размере ... руб. ... коп. по состоянию на дата.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.