Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Погореловой Е.А.,
судей Чайкиной Е.В., Иванова А.В.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
с участием прокурора Вециной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 мая 2015 года гражданское дело по иску и.о. Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района "Могочинский район" о понуждении предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района "Могочинский район" Ильина В.Я.
на решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 11 марта 2015 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию муниципального района "Могочинский район" предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 9 месяцев 2014 года в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в связи с обращением в Могочинскую межрайонную прокуратуру руководителя Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю с просьбой оказать содействие о понуждении в судебном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставить расчеты по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, прокурором была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Администрация муниципального района "Могочинский район" расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 9 месяцев 2014 года в управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю не предоставила. Поскольку непредоставление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой невнесение своевременно платы за негативное воздействие на окружающую среду, а равно причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации, бюджету Забайкальского края и бюджету муниципального района "Могочинский район", прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального района "Могочинский район" предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 квартал 2013 года, 9 месяцев 2014 года в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика и.о. Главы Администрации муниципального района "Могочинский район" Ильин В.Я. выражает несогласие с решением суда. Считает решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку судом не правильно оценены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Суд неверно истолковал действующее законодательство. Так согласно Порядка расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден приказом Ростехнадзора N 204 от 05.04.07 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Администрация муниципального района "Могочинский район" не имеет вредного воздействия ни на воздух, ни на подземные водные объекты, не занимается размещение отходов производства и потребления. За незначительный мусор, который образуется при осуществлении трудовой деятельности, за его вывоз и утилизацию производится оплата, в том числе, и за загрязнение окружающей среды, что предусмотрено договорами на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов. Полагает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вносить специализированная организация, занимающаяся размещением бытовых отходов. Просит решение отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Могочинский межрайонный прокурор Эрро А.Н. просит решение оставить без изменения, жалобу представителя ответчика Ильина В.Я. - без удовлетворения.
Ответчик, извещенный о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации муниципального района "Могочинский район".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав прокурора Вецину Т.А., полагавшую решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Во исполнение названного Постановления Правительства РФ Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ утверждены Инструктивно-Методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (Приказ от 26.01.1993, зарегистрированный Минюстом РФ 24.03.1993 N 190).
Приказом Ростехнадзора РФ от 05.04.2007 N 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно вышеназванному законодательству и указанному Порядку такой расчет осуществляется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с названными видами вредного воздействия на окружающую среду.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрация муниципального района "Могочинский район" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, и в процессе своей деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, а именно образует бытовые отходы, эксплуатирует автотранспортные средства. Заключенными администрацией договорами не предусмотрен переход права собственности на такие отходы к организации, осуществляющей вывоз, размещение и утилизацию твердых бытовых отходов, в связи с чем, расчет платы и саму плату за негативное воздействие на окружающую среду должен осуществлять ответчик - администрация муниципального района "Могочинский район".
Данные выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их ошибочными судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация муниципального района не должна вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду поскольку в процессе своей деятельности не осуществляет негативного воздействия на окружающую среду, а образующиеся в результате хозяйственной деятельности администрации бытовые отходы размещаются специализированной организацией за плату, включающую в себя плату и за негативное воздействие на окружающую среду, не опровергают правильности выводов суда.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Этой же статьей Закона определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления).
Во исполнение пункта 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями).
Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - постановление N 5-П) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как указано в пункте 3.2 постановления N 5-П, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Согласно пункту 4 постановления N 5-П не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления (в редакции, действовавшей в спорный период времени), право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты публично-правового платежа.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
Однако, в деле отсутствуют доказательства того, что в договорах на оказание услуг по вывозу и утилизации отходов, заключенных администрацией со специализированной организацией в период с 2013 по 2014 годы, предусмотрен переход права собственности администрации на свои отходы, так же как и обязанность специализированной организации вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью администрации.
Тот факт, что в стоимость оплаты за размещение бытовых отходов, рассчитанной специализированной организацией, входит и плата за загрязнение окружающей среды, сам по себе при отсутствии каких-либо доказательств не свидетельствует о том, что указанная плата специализированной организацией фактически вносится в соответствующий бюджет.
Суждения суда о том, что администрация муниципального района "Могочинский район", эксплуатируя транспортные средства, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, по мнению коллегии являются правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, относятся: в том числе и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (как от стационарных, так и от передвижных источников) и иных веществ.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а в зависимости от вида и объема используемого топлива.
Таким образом, организация, эксплуатирующая транспортные средства признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и должна рассчитывать платежи. Расчет платы за негативное воздействие от передвижных источников представляется плательщиками в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия, а при отсутствии такового - по месту регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Вместе с тем, выводы суда о том, что осуществляя сбросы канализационных стоков, администрация муниципального района "Могочинский район" оказывает негативное воздействие на окружающую среду, противоречат норам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 марта 2010г. N 118 " Об утверждении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы водоотведения населенных пунктов на территории Забайкальского края", который регулирует вопросы взимания организациями водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающими населенные пункты, с пользующихся их услугами организаций независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, непосредственно присоединенных к системам водоотведения населенных пунктов на территории Забайкальского края (далее - абоненты), платы за фактический сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно данного порядка плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в пределах установленных абонентам нормативов и объемов сброса взимается по установленным тарифам за услуги водоотведения.
Объем сбрасываемых абонентами сточных вод и загрязняющих веществ определяется по фактически зарегистрированному приборами учета объему, а при отсутствии приборов учета - расчетным путем.
В соответствии с п. 4 данного порядка платежи абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения сверх установленных абонентам нормативов и лимитов сброса рассчитываются организациями водопроводно-канализационного хозяйства в повышенном размере.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела прокурор доказательств того, что администрация осуществляет сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения сверх установленных нормативов и лимитов сброса не представил. При таких обстоятельствах оснований возлагать на администрацию обязанность представить расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения у суда не имелось. В связи с чем, указанный вывод подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.
Однако, данный вывод суда не повлек неправильного разрешения спора по приведенным выше основаниям.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 11 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Погорелова
Судьи А.В. Иванов
Е.В. Чайкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.