Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.С. Ибрагимова,
при секретаре Д.В. Залялтдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н.З. Гатауллина об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Н.З. Гатауллин обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на то, что результаты кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 927 от 25 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани", значительно превышают его рыночную стоимость.
Заявитель просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: "данные изъяты" разрешенное использование: "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , указав ее равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей, а также взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" уплаченную государственную пошлину в размере 4000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя О.А. Быкова уточнила требования, просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости данного земельного участка, указав его равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Р.Н. Гильфанов заявленным требованиям возражал, указывая, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и заключение эксперта не отвечают требованиям законодательства.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Р.Ф. Залялова и исполнительного комитета муниципального образования города Казани Д.И. Ибрагимова не согласились с заявленными требованиями.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в части определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, при этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Судом установлено, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 927 от 25 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани, определенные по состоянию на 1 января 2013 года.
После принятия и опубликования постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 и утвержденные им результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани Республики Татарстан были направлены в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в государственный кадастр недвижимости внесены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2013 года, утвержденные названным постановлением.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи земельного участка от "дата" года Н.З. Гатауллин является собственником земельного участка (категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Из содержания кадастрового паспорта и кадастровой справки следует, что кадастровая стоимость названного земельного участка была установлена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика земельного налога, Н.З. Гатауллин обратился в суд с настоящим заявлением.
Заявителем в подтверждение своих доводов суду представлен отчет N ... от "дата" года об оценке рыночной стоимости земельного участка (категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , составленный обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по инициативе Н.З. Гатауллина, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составила "данные изъяты" рублей.
В связи с наличием противоречия относительно достоверности и правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, определенной по инициативе заявителя, судом по делу проведена экспертиза.
Согласно заключению N "данные изъяты" от 05 мая 2015 года эксперта учреждения отчет N ... об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, что влияет на уровень точности величины рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт указал о том, что величина рыночной стоимости земельного участка составляет "данные изъяты" рублей.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что заключение N ... от 05 мая 2015 года эксперта учреждения в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является мотивированным, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы, которые имеют однозначное толкование, и обоснованные ответы на вопросы. В заключении эксперт указал исходные данные, которые были им исследованы и проанализированы при производстве экспертизы.
Заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной и экспертной деятельности.
Ходатайство представителя заявителя о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы является необоснованным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительная экспертиза назначается в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта.
Суд в данном случае не находит оснований ставить под сомнение достоверность экспертного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достаточности доказательств. Заключение подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональным экспертом, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и который был в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат.
Суд приходит к выводу, что заключение, выполненное экспертом учреждения, не вызывает сомнений, которые бы могли послужить основанием для назначения дополнительной экспертизы.
Допустимых доказательств о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, нежели указано в экспертном заключении, в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении N ... от 05 мая 2015 года эксперта учреждения.
Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Следовательно, Н.З. Гатауллин, являясь собственником земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Учитывая, что Н.З. Гатауллин обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в декабре 2014 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года.
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает как дела, возникающие из публичных правоотношений, по указанным в этой статье заявлениям, так и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и относятся к сфере публичных правоотношений.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Из положений статей 24.12, 24.14, 24.17 Закона об оценочной деятельности следует, что по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами выступают прежде всего исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
На основании части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам об оспаривании кадастровой стоимости для физических лиц составляет 300 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования Н.З. Гатауллина подлежат удовлетворению, в соответствии с указанными правовыми нормами гражданского процессуального законодательства с Кабинета Министров Республики Татарстан в пользу заявителя надлежит взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Н.З. Гатауллина удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Н.З. Гатауллиным подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2014 года.
Взыскать с Кабинета Министров Республики Татарстан в пользу Н.З. Гатауллина судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Р.С. Ибрагимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.