Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Бариева Б.Г. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 20 марта 2015 года, которым постановлено:
иск К.В.Н. удовлетворить частично.
Обязать Кабинет Министров Республики Татарстан предоставить К.В.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам площадью не менее 33 кв.м.
В иске к исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ К.В.Н. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - В.И.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.В.Н. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее 33 кв.м. В обоснование иска истец указал, что является инвалидом 3 группы, страдает онкологическим заболеванием. Он нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет жилого помещения, пригодного для проживания. Постановлением руководителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ от 23 апреля 2014 года N 206 он принят на учет нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 387 "Об утверждении тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" он имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Ответчиками жилое помещение ему не предоставляется.
Протокольным определением суда от 06 марта 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Кабинет Министров Республики Татарстан.
В судебном заседании истец и его представитель К.М.Ю. иск поддержали, пояснили, что в постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 года N 387 указаны злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями (С00-С97), диагноз истца (Са гортани, С32.0) подпадает под перечень данных заболеваний.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В судебном заседании 06 марта 2015 года исковые требования не признал.
Представитель ответчика - Кабинета Министров РТ в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что исковые требования данный ответчик не признает.
Суд иск удовлетворил частично и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Кабинета Министров Республики Татарстан - В.И.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом неправильно применено жилищное законодательство, регламентирующее порядок обеспечения жильем инвалидов. Так, представитель ответчика в жалобе указывает, что Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок обеспечения инвалидов жильем путем предоставления им жилых помещений из фонда социального использования на основании договора безвозмездного пользования, а не на условиях социального найма. Кроме того, в жалобе указано на наличие у инвалидов права на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии с действующим республиканским нормативно-правовым регулированием рассматриваемых правоотношений.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворенных исковых требований К.В.Н. к Кабинету Министров РТ по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с ч. 2. ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В Перечне указаны злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями (С00-С97).
Как следует из материалов дела, истец К.В.Н. является инвалидом 3 группы и страдает онкологическим заболеванием, ему установлен диагноз "С32.0. Са гортани Т3NхМО". Имеющееся у него заболевание включено в перечень заболеваний, при которых совместное проживание с больным в одной квартире невозможно.
На основании постановления руководителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ N206 от 23 апреля 2014 года "О принятии граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" К.В.Н. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по льготному статусу "инвалиды". Согласно справке заместителя руководителя Исполкома от 09 февраля 2015 года номер очереди К.В.Н. - 76.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска К.В.Н., суд первой инстанции указал на наличие установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для возложения на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанности по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку истец органом местного самоуправления поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, страдает тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года, законодательством Республики Татарстан до настоящего времени не регламентирован.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Так, в силу пунктов "к", "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Одновременно решение вопросов социальной поддержки инвалидов к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года
N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 17 данного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля
1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что Кабинет Министров Республики Татарстан наделен полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде обеспечения их жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 23 июля 2014 года N 69-ЗРТ внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", в соответствии с положениями статей 2, 3 которого в новой редакции, а также статьей 8.2 предусмотрено, что меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются инвалидам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных статьей 8.2 настоящего Закона, производятся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период уполномоченному Кабинетом Министров Республики Татарстан органу исполнительной власти Республики Татарстан.
Инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
С учетом приведенных выше норм материального права, судебная коллегия считает, что порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время урегулирован специальным законом, изданным в Республике Татарстан по предмету совместного ведения с Российской Федерацией, и предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, а не жилого помещения на условиях социального найма.
При таком положении, правовых основании для удовлетворения исковых требований К.В.Н. к Кабинету Министров Республики Татарстан о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене в этой части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В иске к исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ отказано обоснованно с учетом изложенного.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, п. 4 ч. 1 ст. 330, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 20 марта 2015 года по данному делу отменить в удовлетворенной части исковых требований К.В.Н. и принять в этой части новое решение.
В удовлетворении иска К.В.Н. к Кабинету Министров Республики Татарстан о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.