Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В. и Рудь Т.Н.,
при секретаре Захаровой М.В.
с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 25 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе Машановой Ф.В. на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 марта 2015 года, которым постановлено:
"Машановой Ф.В. в удовлетворении иска к муниципальному образованию "Ильинское" в лице администрации муниципального образования "Ильинское", Совету депутатов муниципального образования "Ильинское", обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление" о признании частично недействительным Положения "О специализированном жилищном фонде", о признании недействительными постановления об отнесении помещения к специализированному жилому фонду, постановления о предоставлении квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения, и признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма - отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Машанова Ф.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решения Собрания представителей Вилегодского района N 14 от 20 июня 1995 года, решения Собрания депутатов МО "Вилегодский район" N 31 от 04 марта 1997 года, постановления администрации МО "Ильинское" N 55 от 26 апреля 2010 года, постановления администрации МО "Ильинское" N 133 от 10 ноября 2011 года, договора найма специализированного жилого помещения, заключенного между Машановой Ф.В. и ООО "Жилищно-коммунальное управление", а также о признании права пользования квартирой N в доме N по ул. "адрес" на условиях социального найма.
В обоснование требований указала, что по договору с ООО "ЖКУ" N от ДД.ММ.ГГГГ она является нанимателем специализированного жилого помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м. ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке по списку N. В 2013 году ей стало известно, что МО "Вилегодский район" 04 марта 1997 года утверждено Положение о специализированном фонде для ветеранов. Постановлением МО "Ильинское" N 55 от 26.04.2010 общежитие на 150 мест отнесено к специализированному жилищному фонду (Дом социального обслуживания населения). Постановлением N 133 от 10 ноября 2011 года МО "Ильинское" ей предоставлено жилое помещение в специализированном жилищно-бытовом комплексе. Принятые решения не соответствуют Порядку и требованиям отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилых фондов к специализированному фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 26.01.2006 N 42, и Областному закону Архангельской области, принятому 31.10.2007, которым установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного фонда в Архангельской области. Статус жилого помещения не позволяет ей приватизировать, обменять и совершать иные сделки. Принимая решения об отнесении части жилых помещений указанного дома к специализированному жилому фонду, администрация МО "Ильинское" уменьшила жилой фонд муниципальных жилых помещений, подлежащих распределению очередникам на условиях социального найма.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнила требования, просит признать недействительными постановление администрации МО "Ильинское" N 55 от 26 апреля 2010 года, постановление администрации МО "Ильинское" N 133 от 10 ноября 2011 года, раздел 6 Положения о специализированном фонде МО "Ильинское", утвержденного Решением Совета депутатов МО "Ильинское" N 21 от 16 апреля 2010 года, договор найма специализированного жилого помещения, заключенный между Машановой Ф.В. и ООО "Жилищно-коммунальное управление", а также признать право пользования квартирой N в доме N по ул. "адрес" на условиях социального найма. От требований о признании недействительными решения Собрания представителей Вилегодского района N 14 от 20 июня 1995 года, решения Собрания депутатов МО "Вилегодский район" N 31 от 04 марта 1997 года отказалась, отказ принят судом.
В судебном заседании заявитель и ее представитель Болтушкин А.Ю. заявленные требования поддержали, пояснив, что из строительной документации не следует, что дом относится к категории специализированного жилья. В таких домах должны быть предусмотрены помещения, обеспечивающие медицинское, социальное обслуживание, и другие помещения необходимые для жизнедеятельности. Данное жилье этим требованиям не отвечает. Статус специализированного жилья возникает с момента его государственной регистрации с внесением в реестр специализированного жилья. Спорный дом является жилым домом и подлежит использованию по договорам социального найма.
Представитель администрации МО "Ильинское" Торопова Н.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что Дом ветеранов был сдан в эксплуатацию в 1996 году, одновременно решением депутатов района утверждено Положение, согласно которому на первом этаже располагаются гостиница, магазин и парикмахерская. Второй, третий, четвертые этажи предполагались для размещения одиноких престарелых граждан либо супружеских пар из их числа. В 2010 году МО "Вилегодский муниципальный район" передало дом N по ул. "адрес" в собственность МО "Ильинское". В апреле 2010 года МО "Ильинское" приняло Положение о специализированном жилищном фонде МО "Ильинское". Машанова Ф.В. подпадает под категорию лиц, которым предоставляется жилье социального назначения, так как она является одиноким инвалидом.
Представитель Совета депутатов МО "Ильинское" Старцева Г.А. в судебном заседании требования не признала.
ООО "ЖКУ", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Представитель администрации МО "Вилегодский район" Антюшева И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что спорный дом единственный в районе, куда можно разместить одиноких и инвалидов, которые не могут себя обслуживать. У Машановой Ф.В. в собственности имеется частный дом. Она также стоит в очереди на получение социального жилья. Предоставлением квартиры из специализированного жилого фонда права Машановой Ф.В. не нарушаются, она может проживать в указанной квартире пожизненно.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась Машанова Ф.В.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указала, что решение суда не соответствует изложенным в ст. 197 ГПК РФ требованиям и не содержит надлежащей правовой оценки спорного правоотношения, а также выводов и мотивов, по которым те или иные доказательства, утверждения истца отвергаются. Оценка доказательств судом произведена ненадлежащая, выводы являются не правильными и не обоснованными. Полагает, что подлежащий применению материальный закон не применен, а если и применен, то истолкован не верно. Судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация МО "Вилегодский муниципальный район", администрация МО "Ильинское" просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав пояснения представителя заявителя Болтушкина А.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Загвоздиной Н.А., не согласившейся с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оснований для признания оспариваемых решений и договора недействительными не имеется.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Вилегодского районного Совета народных депутатов от 25 октября 1990 года N 44/6 решено отвести земельный участок площадью "данные изъяты" га под строительство общежития на 150 мест в центральной части "адрес".
Распоряжением Главы местного самоуправления МО "Вилегодский район" от 30 декабря 1996 года N 62-р утверждены акты государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе акта государственной приемочной комиссии от 27 декабря 1996 года по приемке в эксплуатацию законченного строительством общежития на 150 мест - дома ветеранов по ул. "адрес" по т.п. "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м., строительным объемом "данные изъяты" м.куб., построенного "данные изъяты".
Общежитие на 150 мест "Дом ветеранов", общей площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу: "адрес", согласно свидетельству о государственной регистрации права серии "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ принадлежало на праве собственности муниципальному образованию "Вилегодский район".
На основании постановления от 21 декабря 2009 года за N 1016 "О передаче объектов муниципальной собственности муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" в собственность муниципального образования "Ильинское", распоряжения от 30 декабря 2009 года за N 149-р "О принятии объектов муниципальной собственности муниципального образования "Вилегодский муниципальный район" в собственность муниципального образования "Ильинское", акта приема-передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", в собственность муниципального образования "Ильинское" от 30 декабря 2009 года, общежитие на 150 мест "Дом ветеранов", назначение - жилое, общей площадью "данные изъяты" кв.м., инвентарный номер "данные изъяты", литер "данные изъяты", этажность "данные изъяты"; "данные изъяты", по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Ильинское", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения МО "Ильинское" от 26 января 2015 года N следует, что в "Общежитии на 150 мест", находящемся по адресу: "адрес", имеется "данные изъяты" жилых помещений - квартир, из которых "данные изъяты" находятся в собственности граждан (приватизированные, ранее имели статус "служебное жилье"), "данные изъяты" имеют статус специализированного жилья. Из числа специализированного жилья "данные изъяты" квартиры являются маневренным жильем (вселены граждане, чьи квартиры признаны аварийными), "данные изъяты" - служебное жилье, "данные изъяты" (в том числе квартира N) - предназначены для расселения одиноких престарелых граждан и инвалидов.
В силу ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
На основании ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Аналогичные положения содержаться в п.п. 3 п. 1 ст. 7 Устава МО "Ильинское".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
На основании ч. 1 ст. 1 Устава МО "Ильинское" муниципальное образование наделено законом Архангельской области статусом сельского поселения. Представительным органом муниципального образования "Ильинское" в силу ч. 1 ст. 4 Устава МО "Ильинское" является Совет депутатов Ильинского сельского поселения.
Из материалов дела также следует, что решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования "Ильинское" от 16 апреля 2010 года N 21 утверждено Положение "О специализированном жилищном фонде муниципального образования "Ильинское" (далее - Положение). Данное Положение является действующим нормативным правовым актом, опубликовано в газете "Знамя труда", N 29 за 2010 год (приложение - муниципальные вести МО "Ильинское"), принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Данное Положение определяет основные требования по предоставлению гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда МО "Ильинское" (п.п. 1.2 п. 1).
В соответствии с п.п. 1.5 п. 1 Положения к жилым помещениям специализированного жилищного фонда муниципального образования "Ильинское" относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.
Оспаривая пункт 6 Положения, регулирующий предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, Машанова Ф.В. ссылается на то, что он противоречит ст.ст. 96, 107 ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Статьей 96 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
В силу ст. 107 ЖК РФ порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 в соответствии со ст.ст. 92, 100 ЖК РФ утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений (далее - Правила). Данное Постановление не регулирует порядок предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения.
Из анализа указанных норм права следует, что пункт 6 Положения "О специализированном жилищном фонде муниципального образования "Ильинское", утвержденного решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования "Ильинское" от 16 апреля 2010 года N 21, не противоречит действующему законодательству, в том числе ст.ст. 96, 107 ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Таким образом, требование Машановой Ф.В. о признании недействительным пункта 6 оспариваемого Положения удовлетворению не подлежит.
Также судебная коллегия находит не подлежащим удовлетворению требование о признании недействительным постановления администрации МО "Ильинское" от 26 апреля 2010 года N 55.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу п.п. 1.4 п. 1 вышеуказанного Положения в специализированный жилищный фонд МО "Ильинское" могут быть включены: жилые помещения, специально построенные (реконструированные) для этих целей за счет средств местного бюджета; жилые помещения (квартиры) во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах, построенных (реконструированных) за счет бюджетных средств; жилые помещения (квартиры) муниципального жилищного фонда МО "Ильинское", освобождаемые в связи с выбытием граждан или перешедшие в собственность МО "Ильинское" в установленном законодательством порядке; иные жилые помещения, пригодные для указанных целей.
Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (п.п. 1.6 п. 1 Положения).
На основании п. 2 Правил виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2).
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ (ч. 3).
Согласно п.п. 3, 15 данных Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
В соответствии с п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных Правилами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к определенному виду специализированных жилых помещений, а также исключение его из указанного фонда осуществляется на основании постановления главы местной администрации муниципального образования "Ильинское" (п.п. 1.7 п. 1 Положения).
26 апреля 2010 года администрацией МО "Ильинское" принято постановление N 55, которым общежитие на 150 мест "Дом ветеранов", расположенное по адресу: "адрес", признано специализированным жилищным фондом МО "Ильинское" - домом системы социального обслуживания населения. Данное постановление принято на основании раздела IV ЖК РФ, Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, Положения "О специализированном жилищном фонде муниципального образования "Ильинское", утвержденного решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования "Ильинское" от 16 апреля 2010 года N 21.
Поскольку собственником общежития является муниципальное образование "Ильинское", а отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду и исключение их из состава специализированного жилищного фонда является правом уполномоченного органа и осуществляется по его усмотрению, то оснований для признания указанного постановления недействительным не имеется. Оспариваемое постановление принято администрацией МО "Ильинское" в пределах предоставленных ей полномочий, соответствует требованиям закона, в частности ст.ст. 14, 92 ЖК РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Довод апелляционной жалобы о том, что дом системы социального обслуживания населения не оборудован помещениями для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другими жилыми помещениями, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности, основанием для удовлетворения заявленного требования не является.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 100 ЖК РФ).
07 ноября 2011 года Машанова Ф.В. обратилась в МО "Ильинское" с заявлением о предоставлении квартиры в специализированном жилом фонде по адресу: "адрес".
По результатам рассмотрения данного заявления, руководствуясь ст.ст. 92, 96, 99 ЖК РФ, решением Совета депутатов второго созыва "Об утверждении Положения о специализированном жилищном фонде муниципального образования "Ильинское" от 16 апреля 2010 года N 21, постановлением администрации МО "Ильинское" от 26 апреля 2010 года N 55 "Об отнесении Общежития на 150 мест "Дом ветеранов" к специализированному жилищному фонду муниципального образования "Ильинское", учитывая предложение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО "Ильинское" от 28 октября 2011 года, администрацией МО "Ильинское" 10 ноября 2011 года принято Постановление N 133 о предоставлении квартиры N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной по адресу: "адрес", находящейся в специализированном жилищном фонде МО "Ильинское", Машановой Ф.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, инвалиду "данные изъяты" группы, состав семьи "данные изъяты" человек, по договору найма специализированного жилого помещения. Также постановлено директору ООО "ЖКУ" в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор найма специализированного жилого помещения с Машановой Ф.В.
Оспаривая данное постановление, Машанова Ф.В. ссылается на то, что оно противоречит Постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, а также Областному закону Архангельской области, принятому 31.10.2007, которым установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного фонда в Архангельской области.
Закон Архангельской области от 31.10.2007 N 416-21-ОЗ "О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Архангельской области" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает основы управления специализированным жилищным фондом, находящимся в собственности Архангельской области, а также определяет условия и порядок предоставления следующих видов жилых помещений специализированного жилищного фонда Архангельской области: 1) служебных жилых помещений; 2) жилых помещений в общежитиях; 3) жилых помещений маневренного фонда; 4) жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Поскольку собственником спорного жилого помещения является муниципальное образование "Ильинское", то указанный Закон к данным правоотношениям не применим.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 в соответствии со ст.ст. 92, 100 ЖК РФ утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений. Данное Постановление не регулирует порядок предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде.
Оспариваемое постановление принято администрацией МО "Ильинское" в пределах предоставленных ей полномочий, соответствует требованиям закона, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Поскольку нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении Машановой Ф.В. специализированного жилого помещения администрацией МО "Ильинское" не допущено, то требование о признании недействительным постановления администрации МО "Ильинское" от 10 ноября 2011 года N 133 удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п.п. 2.7 п. 2 вышеуказанного Положения решение о предоставлении специализированного жилого помещения является основанием для заключения с гражданином договора найма специализированного жилого помещения. Формы договоров найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
Согласно п.п. 6.1 п. 6 Положения жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, находящиеся в собственности муниципального образования "Ильинское", предоставляются для проживания одиноким гражданам пожилого возраста и одиноким супружеским парам, достигшим возраста, установленного законодательством (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), которые не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой субъект Российской Федерации), одиноким инвалидам и семейным парам из их числа, нуждающимся в создании условий для реализации основных жизненных потребностей и сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту.
На основании Постановления администрации МО "Ильинское" от 10 ноября 2011 года N 133 "О предоставлении жилого помещения в специализированном жилищно-бытовом комплексе" между ООО "Жилищно-коммунальное управление", действующим от имени собственника жилого помещения МО "Ильинское", и Машановой Ф.В. ДД.ММ.ГГГГ года заключен договор N найма специализированного жилого помещения, согласно которому последней передано в бессрочное пользование специализированное жилое помещение - квартира "адрес".
Акт приема-передачи жилого помещения к договору найма специализированного жилого помещения N составлен сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Машанова Ф.В. является одиноко проживающим инвалидом "данные изъяты" группы у администрации МО "Ильинское" имелись основания для предоставления ей жилого помещения специализированного жилищного фонда - дома системы социального обслуживания населения.
Оспариваемый договор заключен на основании соответствующего требованиям закона решения собственника жилого помещения, принятого в пределах его полномочий.
При таких обстоятельствах, требование о признании недействительным договора найма специализированного жилого помещения удовлетворению не подлежит.
Основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма урегулирован главой 7 ЖК РФ.
О соответствующем статусе жилого помещения при подписании договора N найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Машановой Ф.В. было известно.
Согласно п. 1.3 договора, п.п. 3.5 п. 3 Положения жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат приватизации, отчуждению, передаче в аренду, обмену, сдаче в поднаем.
Приватизация жилых помещений в специализированном жилье не допускается (п. 5.1 договора).
В нарушение требований ст. 57 ГПК РФ заявителем суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение утратило статус специализированного или органом местного самоуправления принято решение об исключении квартиры из специализированного жилищного фонда.
Поскольку спорная квартира является специализированным жилым помещением, а действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения договора социального найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, то требование Машановой Ф.В. о признании права пользования квартирой на условиях социального найма удовлетворению не подлежит.
То обстоятельство, что Машанова Ф.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, само по себе не является основанием для предоставления ей спорного жилого помещения на условиях социального найма. После предоставления специализированного жилого помещения из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Машанова Ф.В. не исключена. По данным администрации МО "Ильинское" Машанова Ф.В. по состоянию на 16 января 2015 года состоит в очереди под N.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иному ошибочному толкованию норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Машановой Ф.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Судьи Н.В.Лобанова
Т.Н.Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.