Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Денисюка О.Н.,
судей областного суда Маклашова В.И., Бобылевой Л.Н.,
с участием прокурора Н.С.Н.
при секретаре Бондаренко Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2015 года по докладу судьи Бобылевой Л.Н. дело по апелляционному представлению помощника прокурора "адрес" О.В.В. на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 18 февраля 2015 года по делу по заявлению прокурора "адрес" о признании недействительным решения Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2010 года N "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд, с указанным заявлением ссылаясь на то, что решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2010 года N утверждены размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"" (далее Решение Горсовета). Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Труд" N от 08 июня 2010 года. Изменения в решение Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28.05.2010 года N опубликованы в газете "Труд" N от 13.09.2011 года, N от 08.11.2011 года, N от 03.08.2013 года, N от 03.08.2013 года и N от 03.06.2014 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N установлено, что арендная плата в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, устанавливается в размере 0,01 % от кадастровой стоимости земельного участка.
"адрес" и "адрес" входят в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"", превышает допустимо установленный процент.
Клинцовский городской Совет народных депутатов, утвердив размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"", выше допустимого уровня, превысил свои полномочия и повлек нарушение прав неограниченного круга лиц.
С учетом положений п.4 ст.22, п.3 ст.65 ЗК РФ, п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 1 раздела 2 Порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением администрации Брянской области N973 от 07.12.2007 года, ст.10 Закона РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 года N1582, которым утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, просил признать недействительным решения Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28.05.2010 года N "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"".
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 18 февраля 2015 года в удовлетворении заявления прокурора "адрес" отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора "адрес" О.В.В. просит решение суда отменить, считает его незаконным, необоснованным и постановленным с нарушением норм материального права. Ссылаясь на те же нормы законодательства, что и в исковом заявлении, указывает, что, утвердив размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"" выше допустимого уровня Клинцовский городской Совет народных депутатов превысил свои полномочия и повлек нарушение прав неограниченного круга лиц, при установление завышенного размера арендной платы за использование земельных участков.
Представитель Клинцовской городской администрации надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Бобылевой Л.Н., представителя заявителя Н.С.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица К.М.В., которая просила решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28.05.2010 года N утверждены размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"".
Изменения в указанное решение опубликованы в газете "Труд" N от 13.09.2011 года, N от 08.11.2011 года, N от 03.08.2013 года, N от 03.08.2013 года и N от 03.06.2014 года.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления прокурора, пришел к выводу, что оспариваемое решение Клинцовского городского Совета народных депутатов не противоречит действующему законодательству, поскольку постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года N регламентирует порядок определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и не определяет правила и порядок установления размера арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Судебная коллегия данный вывод суда считает не соответствующим требованиям законодательства, действующего на момент рассмотрения дела.
Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 ст.1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункты 1 и 3 статьи 65 названного Кодекса).
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Брянской области от 07.12.2007 г. N973 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", установлен порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 1 раздела 2 указанного постановления, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами местного самоуправления или органами государственной власти, осуществляющими распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Федеральный законодатель, закрепив принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ) и предоставив соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления (в зависимости от вида права собственности на землю) полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, не ограничил права субъектов Российской Федерации в этом вопросе, что подтверждается отсутствием на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.
Вместе с тем в Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 ЗК РФ постановлением от 16 июля 2009 г. "данные изъяты" утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного- использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Таким образом, нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не в размере, установленном Постановлением N противоречат требованиям законодательства РФ.
Так, подпунктом "а" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ "данные изъяты", установлено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата в отношении земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 процента.
Согласно статьи 10 Закона РФ от 15.05.1991 года N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с правом на отселение является часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которого "адрес" и "адрес" входят в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако оспариваемым Решением Горсовета размер арендной платы (0,01% от кадастровой стоимости земельного участка) за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, не предусмотрен.
Доводы представителя заинтересованного лица К.М.В. о том, что земельные участки, указанные в Решении Горсовета, без поведения торгов, не предоставляются, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку нормативно правое регулирование механизма предоставления земельных участков предусматривает предоставления земельных участков без торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, а также его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.
Клинцовский городской Совет народных депутатов таковых доказательств не представил.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оспариваемое Решение Горсовета противоречит Постановлению Правительства РФ "данные изъяты", имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Погарского районного суда Брянской области от 18 февраля 2015 года отменить и принять новое решение.
Заявление прокурора "адрес" о признании недействительным решения Клинцовского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2010 года N "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"" удовлетворить.
Признать решение Клинцовского городского Совета народных депутатов N от 28 мая 2010 года "Об утверждении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования " "адрес"" противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим с момента вступления настоящего судебного постановления в законную силу.
Председательствующий О.Н. Денисюк
Судьи областного суда В.И. Маклашов
Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.