Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 22 мая 2015 г. по делу N 33-195/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Яицкого Р.А.,
Николаева И.В.,
при секретаре Пилюгиной Н.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Кузьменко А.А. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 11 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области Кузьменко А.А. об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области и действий начальника данного Управления, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении и утверждением такого решения, соответственно.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Кузьменко с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
В указанный период времени в данном населённом пункте у Кузьменко А.А. и его супруги К.С.Ю. до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ находились в собственности одна однокомнатная и одна двухкомнатная квартиры. Также в собственности заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился жилой дом, общей площадью 116,3 кв.м., который ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области) на основании договора дарения был передан его супруге. При этом строительство данного дома осуществлялось на условиях, определённых программой
"Сельский дом", путём выделения супруге заявителя безвозмездной субсидии - займа.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области от 27 ноября 2014 года (протокол N), утверждённым начальником Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, Кузьменко отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении на основании ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, совершённым им путём передачи ДД.ММ.ГГГГ в дар своей бывшей супруге (брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ) принадлежавшего ему на праве собственности жилого дома, общей площадью 116,3 кв.м.
Приказом командира войсковой части N от 5 февраля 2015 года N Кузьменко на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, уволен с военной службы и с 13 марта 2015 года исключён из списков личного состава части.
Считая свои права нарушенными, Кузьменко обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать решение вышеуказанной жилищной комиссии и действия начальника Управления, связанные с отказом в принятии заявителя и его двух дочерей на учёт нуждающихся в жилом помещении и утверждением такого решения, соответственно, незаконными, обязать названных выше коллегиальный орган и должностное лицо отменить свои решения и принять их на учёт нуждающихся в жилом помещении со дня подачи заявления, то есть с 11 ноября 2014 года.
Решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 11 марта 2015 года Кузьменко отказано в удовлетворении его заявления.
Не согласившись с таким решением, Кузьменко подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
В обоснование своей жалобы, цитируя выводы суда первой инстанции, проводя собственный анализ законодательства, связанного с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями, а также, производя расчёт, как он полагает, положенных ему квадратных метров жилья на состав семьи три человека, Кузьменко приходит к выводу о том, что на момент увольнения с военной службы он должен быть обеспечен жилым помещением по установленным нормам. При этом необходимым условием для обеспечения жилым помещением, по его мнению, является степень родства, а две дочери являются его близкими родственниками.
Далее в жалобе он указывает, что жилищная комиссия, отказывая ему в принятии на соответствующий учёт нуждающихся, должна была принять отдельное решение и по его дочерям, однако такого решения ей принято не было. В свою очередь командир части, утверждая такое решение, обязан был, по мнению автора жалобы, устранить допущенное жилищной комиссией нарушение прав заявителя, что им сделано не было.
Вывод жилищной комиссии о намеренном ухудшении жилищных условий, утверждается далее в жалобе, ошибочен. Его действия, связанный с дарением жилого дома, расторжением брака и увольнением с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней, таковыми не являются.
Также заявитель обращает внимание на то, что источником средств на строительство подаренного им бывшей супруге дома явилось её участие в программе "Сельский дом". При этом оформлен дом был на него исключительно из технической необходимости, в связи с чем в последствии он был подарен своей бывшей супруге.
В заключение жалобы Кузьменко указывает на истечение на момент рассмотрения его жалобы судом апелляционной инстанции пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК Российской Федерации, а следовательно считает возможным принятие его и двух его дочерей на соответствующий жилищный учёт. Обращает внимание заявитель и на дату исключения его из списков личного состава воинской части, которая, по его мнению, является - 22 марта 2015 года, в связи с его нахождением на амбулаторном лечении в период основного отпуска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, начальник названного Управлении, заявитель, его представитель, будучи надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились и сведений о причинах неявки не представили. В связи с этим на основании ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки мнению в жалобе, гарнизонный военный суд на основании всесторонне исследованных в судебном заседании доказательств правильно установил фактические обстоятельства дела и не допустил каких-либо нарушений норм материального права.
В соответствие с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Прапорщики, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года и совместно проживающие с ними члены их семей, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Таким военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Как видно из п. 1-7 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учётная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учёт в качестве таковых.
Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учёте совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные, в том числе с изменением порядка пользования жилыми помещениями, повлекшим отчуждение жилых помещений, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 50, 51 ЖК Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Оренбургского городского Совета от 19 мая 2005 года N 119 "Об установлении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения" в г. Оренбурге установлена учётная норма и составляет 13,5 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 3 ст. 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе в случае, если не истёк предусмотренный ст. 53 ЖК Российской Федерации срок.
Согласно ст. 53 ЖК Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как видно из заявления Кузьменко, о приятии его и членов семьи (двух дочерей, К.С.А. и К.Г.А.) на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в г. Оренбурге от 11 ноября 2014 года, с которым он обратился в жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, указанные лица гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за последние пять лет не производили.
Из договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Кузьменко до ДД.ММ.ГГГГ года имел в собственности однокомнатную квартиру в "адрес"; до ДД.ММ.ГГГГ в равных долях со своей супругой, К.С.Ю., в том же населённом пункте имел в собственности двухкомнатную квартиру, а в ДД.ММ.ГГГГ там же приобрёл в собственность жилой дом, общей площадью 116,3 кв. м., который на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (государственная регистрация договора ДД.ММ.ГГГГ) подарил своей бывшей супруге.
В соответствие с решением жилищной комиссией Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области (протокол N от 27 ноября 2014 года), утверждённым начальником Управления от 2 декабря того же года, на основании приведённых выше сведений из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а, соответственно, и ст. 53 ЖК Российской Федерации, Кузьменко, отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением им своих жилищных условий, совершённым путём дарения ДД.ММ.ГГГГ своей бывшей супруге, К.С.Ю., брак с которой был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, принадлежавшего ему на праве собственности жилого дома, общей площадью 116,3 кв.м.
Таким образом, принимая во внимание приведённые выше нормы законов и установленные судом первой инстанции обстоятельства, окружной военный суд считает вывод суда первой инстанции об обоснованности решений жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области и начальника данного Управления, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении и утверждением такого решения комиссии, правильным.
Так Кузьменко, имея в собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью 116,3 кв.м., был обеспечен составом семьи 4 человека (он, супруга и две их дочери) жилым помещением более учётной нормы, установленной для г. Оренбурга в 13,5 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека, а, передав ДД.ММ.ГГГГ его на основании договора дарения своей бывшей супруге (брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ), тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия, а на момент обращения в жилищную комиссию пятилетний срок, позволяющий быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, не истёк.
При этом в настоящее время Кузьменко уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней и с 13 марта 2015 года исключён из списков личного состава части, а указанный выше пятилетний срок истёк только 22 марта 2015 года.
С учётом приведённых выше обстоятельств, изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются несостоятельными.
Вопреки утверждению автора жалобы, жилищная комиссия обоснованно отказала в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении, не принимая отдельного решения по его дочерям, поскольку вопрос нуждаемости разрешается только в отношении военнослужащих.
Обстоятельства же оформления дома Кузьменко в собственность исключительно из-за технической необходимости, на выводы суда первой инстанции не влияют, поскольку данное жилое помещение было оформлено в собственность заявителем в период брака и члены его семьи являлись членами семьи собственника жилого помещения, имея на него равные с собственником права.
Оценивая довод заявителя об истечении на момент рассмотрения его жалобы в суде апелляционной инстанции пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК Российской Федерации и, соответственно, возможности принятия его и его дочерей на учёт нуждающихся в жилом помещении, то суд приходит к выводу о его ошибочности, поскольку такой срок истёк на момент, когда Кузьменко уже не являлся военнослужащим, а иного решения, связанного с его нуждаемостью в обеспечении жилым помещением в период прохождения заявителем военной службы, жилищной комиссией не принималось.
Обстоятельства исключения из списков личного состава части заявителем не оспаривались и, соответственно, судом первой инстанции не исследовались.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, не согласиться с решением суда первой инстанции у окружного военного суда оснований не имеется.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 11 марта 2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области Кузьменко А.А. об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области и действий начальника данного Управления, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении и утверждением такого решения, соответственно, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Кузьменко А.А. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.