Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Кропотовой И.Г.,
с участием прокурора Кузьмина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крестьянского хозяйства "Весна" о признании недействующим п/п 117 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 9 октября 2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09 октября 2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" земельные участки, расположенные на территории Ярославской области, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда согласно Приложению.
Согласно п/п 117 приложения к указанному постановлению Правительства Ярославской области принято решение о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Шопшинский сельский округ, с кадастровым номером 76:04:112701:19, площадью 15 5000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести" N 91 от 10.10.2008 года.
Крестьянской хозяйство "Весна" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным п/п 117 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области N 537-п от 09.10.2008 г., ссылаясь на то, что данным нормативным правовым актом нарушаются права заявителя.
Заявление обосновывают тем, что на момент издания постановления правообладателем земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования являлось Крестьянской хозяйство "Весна" (далее КХ "Весна").
Оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Федерального закона от 21.12.2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - "Федеральный закон от 21.12.2004 года N172-ФЗ"), поскольку перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен без согласия заявителя как правообладателя данного земельного участка и в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса РФ" влечет за собой прекращение имущественных прав заявителя в отношении данного земельного участка.
Представители заявителя Салова М.Е. и Цой В.В. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в заявлении.
Представители Правительства Ярославской области Трыкова Ю.А. и Николаева Т.Б. требования не признали. Указали, что спорный земельный участок изначально относился к категории земель лесного фонда, необоснованно был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. С целью устранения указанных несоответствий, для уточнения категории земельных участков, занятых лесами и ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, а также установления их правовой природы было принято постановление от 09.10.2008 N 537-п. Заявителем не доказано правообладание спорным земельным участком, его права на землю надлежащим образом не оформлены. Имеющиеся в деле акты вынесены неуправомоченным лицом, что ставит под сомнение права КХ "Весна" на земельный участок.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленное требование, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ).
Судом установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 117 приложения к постановлению Правительства Ярославской области N 537-п, не разрешался. В связи с этим Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области вправе было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации Гаврилов-Ямского района от 07.04.1992 года N 194 Главе крестьянского хозяйства "Весна" - Салову Е.А. предоставлены для ведения крестьянского хозяйства земельные участки общей площадью 55,4 га, в т.ч. в бессрочное пользование 15,5 га. Постановлением главы администрации Гаврилов-Ямского района от 21.04.1994 года N 221 внесены изменения в постановление N194, где уточнено, что для ведения крестьянского хозяйства предоставлено в собственность бесплатно: пашни 23,8 га, леса - 9,3 га, кустарники 0,9 га, болота - 0,7га, дороги - 0,3 га, а также в бессрочное пользование леса - 6,6 га.
Главе КХ "Весна" на основании вынесенного постановления Администрацией Гаврилов-Ямского района было выдано свидетельство N136 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, которым подтверждено правообладание заявителем земельных участков, в т.ч. лесных: в собственности 9,3 га, в пользовании - 6,6 га.
Постановлением главы администрации Гаврилов-Ямского района от 28.02.1994 года N 143 утверждены границы земельных участков, установленные в натуре, Крестьянского хозяйства "Весна" общей площадью 54,8 га, в т.ч. в пользовании 15,5 га (лес, кустарник, болото).
КХ "Весна" выдано свидетельство на право собственности на землю N028058 от 10.05.94г., которым подтверждается принадлежность хозяйству земельного участка на праве собственности в размере 27,1 га, в т.ч. пашни- 23,7 га, леса-0.4 га, кустарники - 1,9 га, болота - 0,7 га, под дорогами - 0,3 га, под постройками -0,1 га.
29.11.2005 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 76:04:112701:19, земли сельскохозяйственного назначения, площадью 15 5000 кв. м, с местоположением Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, Шопшинский сельский округ, д.Ступкино, разрешенное использование - для организации крестьянского хозяйства.
Анализируя представленные документы, суд констатирует, что КХ "Весна" подтверждено правообладание спорным земельным участком с кадастровым номером 76:04:112701:19. Данный вывод подтверждается не только актами, выданными органами местного самоуправления, но и сведениями, содержащимися в кадастровом учете о правах КХ "Весна" на спорный земельный участок, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок от 10.08.2010г.(л.д.15), кадастровой выпиской на земельный участок от 24.02.2015г.
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст.ст. 216, 305 ГК РФ).
Постановлением Правительства Ярославской области N 537-п земельный участок, площадью 155 000 кв. м переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, правообладателем указанного участка стала Российская Федерация на праве федеральной собственности.
Как видно из материалов дела, право пользования КХ "Весна" на указанный земельный участок в установленном законом порядке на момент принятия постановления не оспорено.
Из материалов дела, в том числе текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда от 01.10.2008 года N 4726 и приложенных к нему документов следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие КХ "Весна" на перевод земельного участка с кадастровым номером 76:04:112701:19 из состава земель одной категории в другую; такое согласие у правообладателя получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка КХ "Весна", Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, избрав один из указанных видов права исключительно по своему усмотрению (с учетом установленных Кодексом и федеральными законами оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность).
Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права заявителя, поскольку перевод земельного участка, принадлежащего КХ "Весна", в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права на земельный участок.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года N 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать п/п 117 Приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 9 октября 2008 года N 537-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Нуждин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.