Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при секретаре Смирновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО " "данные изъяты"" на постановление главного государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ, решение Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО " "данные изъяты"" по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора г.Астрахани по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО " "данные изъяты"" обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать его отменить и прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ постановление главного государственного инспектора г.Астрахани по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
ООО " "данные изъяты"" обратилось с жалобой на решение суда, указав, что судом не дана правовая оценка доводам, изложенным в жалобе. Указывает, что административным органом не добыто доказательств виновного поведения ООО " "данные изъяты"", а представленным доказательствам судом дана неверная оценка.
Выслушав представителей ООО " "данные изъяты"" Г.А.В., С.С.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Астраханской области К.Р.Р. и представителя ГУ МЧС России по Астраханской области Г.А.В., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" при проведении проверки соблюдения законодательства пожарной безопасности в здании Торгового комплекса " "данные изъяты"" ООО " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" выявлены нарушены требований пожарной безопасности Российской Федерации: п.61, п.33, п.36 Правила Противопожарного режима РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390): п.6.10*. 6.11* СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений, ст.46 Федерального закона N 184 "О техническом регулировании", ч.1 ст.151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно:
- эвакуационные выходы из торгового зала не обозначены световым указателем "Выход" (пункт 61 Правила Противопожарного режима Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. N 390);
- из торгового зала N1 допускается эвакуация людей через кассовые зоны (п. 33. п.36 Правила противопожарного режима РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г.N 390). п.6.10*. 6.11* СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", статьи 46 Федерального закона N 184 "О техническом регулировании", части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Санкция статьи 20.4 ч.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Рассматривая дело и отказывая в удовлетворении жалобы ООО " "данные изъяты"", суд первой инстанции исходил из того, что совершенное ООО " "данные изъяты"" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данным выводом нельзя согласиться, поскольку в соответствии с п.6.10 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" выходы не являются эвакуационными, если в проемах установлены раздвижные и подъемно-отпускные двери и ворота, ворота для железнодорожного подвижного состава, вращающиеся двери и турникеты.
Наличие турникетов в кассовых зонах не может свидетельствовать о нарушении ООО " "данные изъяты"" требований к эвакуационным выходам, поскольку из представленного в материалы дела плана эвакуации следует, что кассовые зоны эвакуационными путями не являются, в случае возникновения пожара эвакуация людей осуществляется по основным эвакуационным путям, которые не проходят через кассовые зоны.
Таким образом, требования, применяемые к эвакуационным выходам, не могут быть применены к кассовым зонам, поскольку они не являются эвакуационными выходами.
Вместе с тем, в действиях ООО " "данные изъяты"" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в нарушение пункта 61 Правил Противопожарного режима Российской Федерации эвакуационные выходы из торгового зала не обозначены световым указателем "Выход".
Доводы жалобы о том, что над всеми эвакуационными выходами установлены световые оповещатели "Выход", что подтверждается представленными в материалы дела актами ежемесячных проверок технического состояния автоматической системы пожарной сигнализации, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не свидетельствуют об отсутствии данного нарушения в момент проведения проверки.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая данные требования закона, принимая во внимание характер и обстоятельства правонарушения, отсутствие световых указателей "Выход" над эвакуационными выходами из торгового зала не причиняют существенного вреда охраняемым законом интересам, нарушение в настоящее время устранено, а также с учетом обстоятельств дела, прихожу к выводу, что допущенные ООО " "данные изъяты"" нарушения требований пункта 61 Правила Противопожарного режима Российской Федерации являются малозначительными.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление главного государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ и решение Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене, с прекращением производства по делу и объявлением устного замечания.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление главного государственного инспектора г. Астрахани по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ, решение Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО " "данные изъяты"" по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения, объявив устное замечание.
Судья Д.Р. Хаирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.