Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Маштачковой Л.Ф,
судей областного суда Лавровой С.Е., Сорокиной О.А.,
при секретаре Бабушкиной Е.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Наримановский район"
на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 19 января 2015 года
по иску прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах Карабалаева Р.Н. о признании бездействия администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области незаконным и возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области и администрацию Муниципального образования "Наримановский район" Астраханской в солидарном порядке обеспечить точки подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения - к газовым, электрическим, водоснабжающим
УСТАНОВИЛА:
прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с иском в интересах Карабалаева Р.Н. к администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет", в котором просил признать незаконным бездействие ответчика при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства Карабалаеву Р.Н., относящемуся к льготной категории граждан (инвалид 2 группы) согласно Закону Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-03 "Об отдельных вопросах правового регулировании земельных отношений в Астраханской области" и обязать обеспечить точки подключения земельного участка, принадлежащего Карабалаеву Р.Н. к сетям инженерно- технического обеспечения - к газовым, электрическим и канализационным сетям.
Определением суда от 22 октября 2014 года администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области привлечена по делу в качестве соответчика.
Впоследствии прокурор, уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства Карабалаеву Р. Н., относящемуся к льготной категории граждан (инвалид 2 группы) согласно Закону Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-03 "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" и обязать администрацию муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области и администрацию муниципального образования "Наримановский район" в солидарном порядке обеспечить точки подключения земельного участка, расположенного по адресу: "---", "---" "---" к сетям инженерно - технического обеспечения: газовым, электрическим, водоснабжающим.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме. Карабалаев Р.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.
Представитель администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области Оганесян Ш.Р. исковые требования прокурора Наримановского района Астраханской области не признала и просила заявление оставить без удовлетворения.
Представитель администрации муниципального образования "Наримановский район" Наримановского района Астраханской области Айбасов Т.М. требования прокурора Наримановского района Астраханской области также не признал.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 19 января 2015 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства Карабалаеву Р. Н., относящемуся к льготной категории граждан (инвалид 2 группы) согласно Закону Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области". Обязал администрацию муниципального образования "Наримановский район" обеспечить точки подключения земельного участка, расположенного по адресу: "---" к сетям электро-, газо- и водоснабжения.
В апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Наримановский район" ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права и неправильного применения процессуального законодательства, поскольку решение принято без учета бюджетного законодательства и компетенции муниципального образования.
Заслушав докладчика, объяснения представителя администрации муниципального образования "Наримановский район" Блиновой А.Е., представителей администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" Оганесян Ш.Р. и Умербаевой А.Н., поддержавших доводы жалобы, прокурора Бурхетьевой Е.М. и Карабалаева Р.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.4 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" инвалидам первой, второй групп предоставляются бесплатно в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 Закона) - для индивидуального жилищного строительства в сельской местности, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжениями администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области NN 90-р, 222,223 от 21, 24 сентября 2012 года разрешена разработка документации по планировке территории под малоэтажную застройку с размещением объектов местного значения МО "Наримановский район" в границах земельного участка, расположенного в районе населенного пункта МЖС "Наримановская", с присвоением наименований улицам и адресов земельным участкам.
Постановлением администрации муниципального образования " "---"" N--- от --- предоставлены земельные участки, расположенные в "---", в том числе и по "---", отдельным категориям граждан. Управлению земельных, имущественных отношений и муниципальных заказов администрации муниципального образования "Наримановский район" и муниципальному бюджетному учреждению "Земельный центр" муниципального образования "Наримановский район" поручено обеспечить постановку указанных земельных участков на государственный кадастровый учет, определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением администрации муниципального образования " "---"" N--- от --- "---" Карабалаеву Р.Н., проживающему в селе "---", предоставлен в собственность бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный в "---", "---" "---", для ведения личного подсобного хозяйства, площадью "---" кв.м, а администрацией муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области --- ему выдано разрешение "---" на строительство объекта "---"
В 2014 году Карабалаевым Р.Н. возведен и зарегистрирован "---" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ---.
Прокурором ставится вопрос о бездействии администрации "Рассветский сельсовет" при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры в "---" поскольку земельный участок, предоставленный Карабалаеву Р.Н., не обеспечен газовыми, электрическими сетями. Администрацией муниципального образования "Рассветский сельсовет" до настоящего времени в бюджет не заложены денежные средства и не запланированы мероприятия по развитию инфраструктуры земельных участков в поселке "---" не получены технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства по "---" указанного населенного пункта.
Удовлетворяя заявленные требования и обязывая администрацию муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области обеспечить точки подключения земельного участка, расположенного по адресу: "---", "---" "---" к сетям электро-, газо- и водоснабжения суд исходил из полномочий органов местного самоуправления, установленных частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако прокурором и судом не учтено, что согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пунктам 4 и 6 Правил при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. Вместе с тем, если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также, если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 7 Правил).
Таким образом, с учетом того, что прокурором заявлены требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления определения технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (обеспечения точек подключения) земельного участка истца, на котором расположен неподключенный объект капитального строительства, обязанность по предоставлению которых законом возложена на организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления предоставляет заинтересованным лицам технические условия до принятия решения о предоставлении земельного участка либо предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства, а при подключении не подключенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, обязанность по их предоставлению законом возложена на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства.
То обстоятельство, что органами местного самоуправления необоснованно не исполнены обязательства по предоставлению технических условий подключения при выделении истцу земельного участка не является основанием возложения обязанности в настоящее время, поскольку технические условия для подключения построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения выдаются правообладателю земельного участка, при наличии возможности, организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение, независимо от того имелись ли технические условия, выданные органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, отсутствовали либо истек срок их действия.
Факт строительства Карабалаевым Р.Н. жилого дома на указанном земельном участке, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом осуществляется в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. С 01 января 2015 года вопросы организации в границах поселения газоснабжения населения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судом установлено, что выделение данного конкретного земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, осуществлялось администрацией муниципального образования "Наримановский район" в связи с реализацией положений Закона Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-03 "Об отдельных вопросах правового регулировании земельных отношений в Астраханской области", без согласования с администрацией муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, без учета наличия или отсутствия возможности подключения объектов ИЖС к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в отсутствие предусмотренного в бюджете муниципального образования средств на финансирование разработки проектно-сметной документации и строительство инженерных сетей.
С момента формирования земельных участков в "---" администрация муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области запросила в ресурсоснабжающих организациях Технические условия на водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение 139 земельных участков новой малоэтажной жилой застройки. Разработана проектно-сметная документация на объект: "Газоснабжение жилой застройки по "---" Поставлен вопрос о включении в районную программу по газоснабжению. В целях обеспечения электроснабжения заключен договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям с "---"
В силу части 3 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству.
Несогласие прокурора с полнотой и эффективностью реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения или муниципального района, о наличии признаков бездействия со стороны этих органов не свидетельствует.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи, с чем судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение, которым исковые требования прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах Карабалаева Р. Н. к администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области и администрации Муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 19 января 2015 года отменить, вынести по делу новое решение, которым иск прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах Карабалаева Р.Н. о признании бездействия администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области незаконным и возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области и администрацию Муниципального образования "Наримановский район" Астраханской в солидарном порядке обеспечить точки подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения - к газовым, электрическим, водоснабжающим оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.