Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Кадниковская средняя общеобразовательная школа" на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014г. по делу
по иску прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мамонтовского района Алтайского края, комитету по образованию администрации Мамонтовского района, Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности перевести дошкольное учреждение в здание другого образовательного учреждения,
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, в их обоснование прокурор Мамонтовского района Алтайского края указывал, что на территории "адрес" действует муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад "Сказка" (далее МБДОУ "Сказка"), единственным учредителем которого является муниципальное образование Мамонтовский район Алтайского края. Между тем здание, в котором расположено МБДОУ "Сказка", находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта, дальнейшая его эксплуатация может привести к обрушению конструкции перекрытия, потере несущей способности стен и перегородок. Указывая, что администрация Мамонтовского района не принимает мер, направленных на обеспечение безопасности условий получения дошкольного образования в МБДОУ "Сказка", прокурор (с учетом уточнения исковых требований в ходе рассмотрения дела) просил:
- признать незаконным бездействие администрации Мамонтовского района Алтайского края по непринятию мер, направленных на исполнение законодательства о безопасности дошкольного образования в МБДОУ "Сказка", расположенном по "адрес";
- возложить на администрацию Мамонтовского района Алтайского края и комитет по образованию администрации Мамонтовского района, Алтайского края обязанность по обеспечению безопасного пребывания детей в МБДОУ "Сказка" путем перевода МБДОУ "Сказка" в здание МКОУ "Кадниковская СОШ", расположенному по "адрес" предоставив срок для исполнения до ДД.ММ.ГГ года.
Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации "адрес" Алтайского края по непринятию мер, направленных на исполнение законодательства о безопасности дошкольного образования в МБДОУ "Сказка", расположенном по "адрес" края.
На администрацию Мамонтовского района Алтайского края и комитет по образованию администрации Мамонтовского района, Алтайского края возложена обязанность по обеспечению безопасного пребывания детей в МБДОУ "Сказка" путем перевода в срок до ДД.ММ.ГГ МБДОУ "Сказка" в здание МКОУ "Кадниковская СОШ", расположенное по "адрес".
С администрации Мамонтовского района Алтайского края, комитета по образованию администрации Мамонтовского района Алтайского края в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме *** руб., по *** рублей с каждого.
В апелляционной жалобе муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Кадниковская средняя общеобразовательная школа" (далее в тексте МКОУ "Кадниковская СОШ") просит решение суда отменить, указывая на рассмотрение судом дела без привлечения названного учреждения к участию в разрешении спора. МКОУ "Кадниковская СОШ" является самостоятельным юридическим лицом и хозяйствующим субъектом, однако суд разрешил спор, затрагивающий права названного учреждения. При этом автор жалобы указывает, что прокурор не наделен правом вмешиваться в деятельность образовательных учреждений, в том числе определять необходимость перевода дошкольного учреждения в здание, занятое другим учреждением. Перевод детского сада в здание школы негативно скажется на работе обоих названных учреждений, которые не смогут нормально осуществлять свою деятельность. Для такого перевода требуется реконструкция школы, не имеющей для необходимых помещений, куда было бы возможным перевести детский сад, тем более, что для этого требуются специальные помещения. Вопрос о таком переводе должен решаться с привлечением родителей обучающихся детей. Более того, попытки подобного перевода уже обсуждались на сходе села, который решил, что такой перевод не нужен. Экспертиза на предмет оценки состояния здания детского сада судом не назначалась. При этом с ДД.ММ.ГГ. администрация района последовательно указывала на возможность капитального ремонта здания детсада, предполагала изыскать для этого денежные средства.
Ответчики, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав представителя МКОУ "Кадниковская СОШ" Олешевич В.М.,, настаивавшего на отмене решения суда, представителя МБДОУ "Сказка" Бусс А.К., поддержавшего доводы жалобы, а так же прокурора Текутьеву Я.В., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствие с пп.11 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу ст. 9 п.1 пп.3,4,5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Заявляя названные исковые требования, прокурор исходит из того, что продолжение деятельности МБДОУ "Сказка" в занимаемом этим учреждением здании не отвечает требованиям безопасности, поскольку здание находится в аварийном состоянии, требует капитального ремонта.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем достоверных доказательств невозможности эксплуатации указанного здания истцом не предоставлено. Поскольку для этого требуется соотнесение фактического технического состояния здания его строительных конструкции требованиям санитарных норм, строительных норм и правил, а так же утвержденных федеральным законом технических регламентов очевидно, такими доказательствами могли являться технические заключения, заключения строительно-технических экспертиз, содержащие необходимые измерения и расчеты. Таковых суду представлено не было.
Имеющиеся же в деле акты опираются на визуальный осмотр здания не специалистами в строительной отрасли, и констатируют лишь внешние признаки - протекание кровли, наличие трещин и т.п., без технического обследования которых сделать вывод о невозможности эксплуатации здания не представляется возможным.
Так же не представлено суду доказательств признания органом местного самоуправления спорного здания в установленном порядке аварийны, или подлежащим сносу, что так же могло бы свидетельствовать о невозможности его эксплуатации.
Приведенные доказательства и упомянутые акты визуального осмотра указывают лишь на ненадлежащее содержание здания, которое используется МБДОУ "Сказка". При этом из материалов дела, а так же представленных в настоящее судебное заседание лицом, не привлеченным к участию в деле, документов следует, что с 2011г. постоянно обсуждается на уровне администрации района, схода жителей села и до настоящего времени актуальным является вопрос о принятии мер по ремонту здания детского сада.
В силу положений части 3 п.2 и части 6 п.2 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Учитывая, что из представленных учредительных документов следует, что администрация Мамонтовского района является учредителем МБДОУ "Сказка", а кроме того в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, требование прокурора о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанности на указанного ответчика и его структурное подразделение принять меры по обеспечению безопасного пребывания детей в МБДОУ "Сказка" является обоснованным.
В то же время судебная коллегия находит не основанными на законе выводы суда о возложении на ответчиков обязанности перевода МБДОУ "Сказка" в здание конкретного муниципального учреждения.
Как указывает представитель лица, не привлеченного к участию в деле, здание МКОУ "Кадниковская СОШ" передано ему в оперативное управление, в то же время каких-либо законных оснований для размещения в данном здании другого муниципального учреждения, в качестве которых могли бы выступать распоряжения его собственника, заключенный договор или т.п. - не имеется.
При этом в силу положений ст.15 ч 1 п.3 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к компетенции муниципального района. Прокурор, либо суд не наделены полномочиями определить за собственника какое именно здание из объектов муниципальной собственности надлежит использовать для размещения дошкольного учреждения.
В связи с изложенным решение суда в части возложения на ответчиков обязанности перевода МБДОУ "Сказка" в здание МКОУ "Кадниковская СОШ" подлежит отмене по основаниям, установленным ст.330 ч 1 п.1,4 ГПК РФ ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильного применение норм материального права.
Выбор способа обеспечения безопасного пребывания детей в МБДОУ "Сказка" принадлежит ответчикам в пределах их компетенции.
При изложенных обстоятельствах, поскольку решение суда в части, затрагивающей права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле МКОУ "Кадниковская СОШ", подлежит отмене, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы о рассмотрении дела без привлечения названного учреждения к участию в деле на законность решения в оставшейся части не влияют.
Оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия в этой связи не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Кадниковская средняя общеобразовательная школа" удовлетворить частично.
Решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014г. отменить в части указания на обязанность перевода в срок до ДД.ММ.ГГ года МБДОУ "Сказка" в здание МКОУ "Кадниковская СОШ", расположенное по "адрес".
В остальной части решение суда оставить без изменения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.