Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Вишневской О.В., Багаутдинова И.И.,
при секретаре судебного заседания Гафоровой Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Саттарова Р.И. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 марта 2015 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан включить в специальный стаж Саттарова Р.И., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18.11.1987 по 01.12.1989 в календарном исчислении.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саттаров Р.И. обратился с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан (далее -УПФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование указал, что решением УПФ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по мотиву отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. С данным отказом истец не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтен период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 18.11.1984 по 01.12.1986. Кроме этого, по мнению истца, к данному периоду должен быть применен льготный порядок исчисления - из расчета один день службы за два дня работы в соответствии с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих". Истец также считает неправомерным невключение ответчиком периода работы в должности пионервожатого в Чистопольском детском доме с 01.07.1991 по 31.01.1991 и периода учебы в Горьковском индустриально-педагогическом техникуме с 01.08.1991 по 29.06.1992. На основании изложенного просил признать принятое ответчиком решение незаконным, возложить на него обязанности по включению данных периодов в специальный педагогический стаж в указанном исчислении и назначить пенсию со дня обращения с соответствующим заявлением в орган пенсионного фонда.
В судебном заседании суда первой инстанции истец требования поддержал, представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения в части отказа во включении периода прохождения военной службы по призыву в специальный трудовой стаж в льготном исчислении. Настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам; представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. При этом суд апелляционной инстанции считает, что данное решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что 26.03.2014 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 04.04.2014 в назначении пенсии Саттарову Р.И. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 21 год 4 месяца. В специальный стаж истца ответчиком не зачтены: период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 18.11.1984 по 01.12.1986, период работы в должности пионервожатого в Чистопольском детском доме с 01.07.1991 по 31.01.1991 и период учебы в Горьковском индустриально-педагогическом техникуме с 01.08.1991 по 29.06.1992.
Разрешая заявленные исковые требовании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости включения периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с данным выводом суда первой инстанции являются несостоятельными и не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает включение периода прохождения военной службы в страховой, но не в льготный стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 30 от 21 января 2002 года "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Вместе с этим положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В период военной службы истца по призыву с 18.11.1984 по 01.12.1986 действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР N 1959 от 17.12.1959 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Данный период относится к периоду до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Однако в вышеприведенном Положении отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, в соответствии с действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10. 2002 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Из анализа приведенной нормы права следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего, а не специального педагогического стажа при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах положения абзаца первого пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к спорным правоотношениям не применимы, поскольку не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в специальный трудовой стаж истца в календарном исчислении.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что обжалуемое решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.
В целом доводы жалобы истца повторяют правовую позицию, высказанную им в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Саттарова Р.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.