Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Р.А. Саитгараевой,
судей А.Р. Гаянова, Н.Н. Моисеевой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Р.Гаянова гражданское дело по апелляционной жалобе Э.Н. Байдак на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от "дата", которым постановлено:
признать незаконным решение государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Набережные Челны" от "дата", выразившееся в отказе Э.Н. Байдак в постановке на регистрационный учет в качестве безработного;
обязать государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Набережные Челны" повторно рассмотреть заявление Э.Н. Байдак о постановке на регистрационный учет в качестве безработного в соответствии с положениями Закона РФ от "дата" N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "дата" N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы";
в удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Набережные Челны" С.В. Новиковой, возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Э.Н. Байдак обратилась в суд с иском к ГКУ "Центр занятости населения города Набережные Челны" об оспаривании решения и понуждении к совершению действий. В обоснование требований указала, что является гражданином Российской Федерации, "дата" вместе с несовершеннолетними детьми Е.Д. Шпак, "дата" года рождения, и А.Д. Шпак, "дата" года рождения, прибыла в "адрес" из зоны боевых действий в Украине - "адрес". Зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес". "дата" Управлением Федеральной миграционной службы по "адрес" ей было выдано удостоверение вынужденного переселенца.
"дата" она обратилась в ГКУ "Центр занятости населения города Набережные Челны", представила соответствующие документы, однако ответчик отказал ей в постановке на учет в качестве безработного, но поставил на учет в качестве ищущей работу.
"дата" она обратилась к ответчику с претензией о признании ее безработной, на что получила отказ ... от "дата" со ссылкой на пункт 2 статьи 3 "О занятости населения в Российской Федерации" и мотивированный тем, что ею представлен документ по месту пребывания, а не по месту жительства, отсутствует справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы.
На основании изложенного, Э.Н. Байдак просила отменить решение ответчика от "дата" и обязать поставить ее на учет в качестве безработного с назначением пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством, с "дата".
В судебном заседании истица и ее представитель З.М. Байдак иск поддержали.
Представитель ответчика С.В. Новикова иск не признала, пояснила, что еще в декабре 2014 года Э.Н. Байдак могла быть трудоустроена на должность оператора связи с заработной платой "данные изъяты" руб., однако от предложенной работы отказалась.
Э.Н. Байдак факт состоявшегося предложения о трудоустройстве не отрицала, при этом пояснила, что по образованию является инженером связи. Ей действительно предлагалась работа оператора связи, но реальный размер заработной платы и график работы ее не устроил.
Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, считая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд первой инстанции не привел доводы и не указал, в соответствии с каким законом истцу было отказано в иске в части возложения на ответчика обязанности зарегистрировать истицу безработной с назначением государственного пособия по безработице с "дата".
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от "дата" ... "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу пункта 2 этой же статьи Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "дата" N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" определено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Статьей 30 названного Федерального закона о занятости населения предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона РФ от "дата" N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Судом установлено, что Э.Н. Байдак, "дата" года рождения, является вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением, выданным "дата" серия АД ... (л.д.8-9).
"дата" истец письменно обратился к ответчику с просьбой зарегистрировать его в качестве безработного. Согласно ответу ответчика от "дата" N 01-12/129исх истцу отказано в признании безработным ввиду отсутствия у него справки о заработной плате за последние три месяца, предшествующему началу безработицы, и не представлен документ о регистрации по месту жительства (л.д. 7).
Как следует из справки от "дата" N 123, выданной ГКУ "Центр занятости населения города Набережные Челны", Э.Н. Байдак с "дата" состоит на учете в центре занятости как ищущий работу. Пособие не получает (л.д.11).
Как утверждает истец, она является вынужденным переселенцем, постоянного места жительства не имеет, зарегистрирована по месту пребывания по адресу "адрес", о чем в деле имеется свидетельство о регистрации по месту пребывания, до обращения в центр занятости не работала более года. В трудовой книжке последняя запись об увольнении с работы сделана "дата".
При таких обстоятельствах, истцом в ГКУ "Центр занятости населения "адрес"" справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы и справка по месту жительства представлена быть не могла по независящим от нее обстоятельствам.
На основании изложенного, суд правомерно удовлетворил иск в этой части, с чем соглашается и судебная коллегия.
Так, справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Изложенные нормы права указывают, что отсутствие оспариваемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
Кроме того, как видно из содержания нормы-дефиниции статьи 1 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", вынужденный переселенец, как правило, не имеет постоянного места жительства. Однако согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 7 названного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной местности на территории Российской Федерации. Таким образом, упомянутый Закон не ставит право вынужденного переселенца на регистрацию в качестве безработного в зависимость от вида (постоянного или временного) проживания в данной местности.
С учетом изложенного, суд правильно обязал ГКУ "Центр занятости населения города Набережные Челны" повторно рассмотреть вопрос о признании Э.Н. Байдак безработной.
Доводы апелляционной жалобы о том, суд первой инстанции необоснованно не возложил обязанность на ответчика зарегистрировать Э.Н. Байдак в качестве безработной с назначением государственного пособия по безработице с "дата", являются не обоснованными, поскольку принятие решения о признании гражданина безработным относится к компетенции органов службы занятости, которые при принятии решения должны проверить все имеющие правовое значение обстоятельства, в том числе и наличие либо отсутствие оснований для отказа в признании безработным, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от "дата" ... "О занятости населения в Российской Федерации".
Таким образом, по существу доводы жалобы ответчика направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от "дата" по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Э.Н. Байдак - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.